Галина Черных
Русский народный танец в детском хореографическом коллективе как условие сохранения традиций в современном обществе
▼ Скачать
Конечно, какой родитель не хочет видеть своего ребенка здоровым, жизнерадостным, с ровной спинкой, красивой походкой, а в идеале и блистающим на сцене. Хореография - это как раз тот вид искусства, который удовлетворяет все потребности родителей и желания детей. В свою очередь руководитель детской студии стремится, во что бы то ни стало заявить о себе и о своем «направлении» чем- то особенным, необычным, что бы привлечь как можно больше учащихся.
Публикация «Русский народный танец в детском хореографическом коллективе как условие сохранения традиций в современном обществе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Русские народные танцы
- Русские народные традиции и обычаи
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
При принятии участия на районных конкурсах и фестивалях, было обращено внимание на то, что многие руководители хореографических коллективов совсем не берутся за истинную русскую народную хореографию. Нет народной музыки, костюмов, а самое главное, утеряно значение танца. Есть стилизация, приближенная к более современному танцу, чем к народной хореографии; есть костюмы – блестящие ненатуральные ткани, больше похожие карнавальные и образы, искажающие действительность.
Руководителю детского хореографического коллектива необходимо помнить, что важнейшая функция искусства -формирование и развитие духовных интересов и потребностей. Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального слуха, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца. Конечно, как любой вид искусства, хореография развивается и имеет очень много направлений, но каждое из этих направлений должно соотноситься с природой народного танца. И поэтому анализировать, понимать специфические черты любого вида хореографии или какого - либо сценического произведения можно, только исходя из закономерностей этой природы хореографического искусства. Народный танец – это ценнейшее культурное достояние, которое необходимо осваивать, любить и беречь.
Как мы уже отмечали, что многие хореографы недооценивают обстоятельство, что русский народный танец – явление не застывшее. На Руси в XI веке танцевали иначе, чем XIV веке, а в XVII иначе, чем в XIX. У нас нет точной фиксации генезиса танца, и поэтому утверждение о его непрерывном изменении мы строим на основе анализа отрывочных данных и сопоставления его с другими видами искусства.
Хоровод (от др. -греч. «хоров»- «групповой танец с песней» и общ. слав. «вод» - корень слова «водить»)- древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Другие названия – карагод и танок.
О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианской период. На них собирали девицы и молодцы «…хороводились и играли кругами».
В связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились люди – плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. Вообще слово «пляс» и «пере - пляс» четко и точно определяет характер танца, это как бы соревнование, диалог - разговор, спор.
Принятие христианства, способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца : зарождаются сценические формы народных творчеств. Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды.
В результате влияния западных салонных танцев в русском быту появляется кадриль, полька и др. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев. К примеру, кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Это позволило кадрили выделиться в самостоятельную форму в русском танце.
Конечно, неизменно важным является еще лексическая наполняемость хореографического произведения. Па, шаг в танце – это уже не просто шаги, и не просто движения, в большей или меньшей степени связанные с бытовыми. Движения танца – это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Движения – это речь, только пластическая, и, подобно словам или звукам, объединенным в группы - предложения, несут в себе, как и в музыке, эмоционально – образную мысль.
Часть хореографического образа составляет костюм. Модельер – дизайнер костюма является еще одним помощником хореографа. Хореография, помимо содержательного насыщения, предъявляет модельеру- дизайнеру ряд требований самого разного порядка: от удобства костюма для техники выполнения того или иного движения до его зримого восприятия и как бы укрепления цветовой и зрительной его масштабности.
В народных танцах на сцене костюм должен просто впрямую повторять бытовой костюм. Это же относится и к исторической достоверности того или иного костюма. Сценическое решение должно соединить черты, относящиеся к той или иной эпохе, географическому местоположению (краю, области и др.) и при этом он должен отвечать всем требованиям танца, быть в меру условным.
Появление множества танцевальных студий вызвано в первую очередь, реакцией на деятельность профессиональных коллективов, стремящихся в большинстве своем к эстрадной развлекательности, почти полному исключению народной хореографии. Поэтому, для возрождения народного танца требуются поиски новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь. И это не единственный возможный путь, надо искать и другие. Специального внимания заслуживает проблема сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.
В помощь исследователи народного фольклора создают не только программы, но и ценные учебники, фиксирующие опыт и лучшие достижения педагогической методики А, Я. Вагановой,А. Бочарова, А. Ширяева, Т. Ткаченко и многие другие. Есть группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов и исполнителей. Среди них мы можем назвать К. Я. Голейзовского, И. А. Моисеева,Н. С. Надеждину, П. П. Вирского,М. С. Годенко, О. Н. Князева, И. З. Меркулова и многих других.
Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родному, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков, талантливую молодежь.
Используемая литература:
1. Материалы электронной энциклопедии «Википедия»-
https: //ru.wikipedia. org/wiki;
2. Уральская В. И. Рождение танца. - М. : Сов. Россия,1982-144с. ;
3. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М. : Искусство,1972.- 71 с. ;
4. Шпис. Л. Частушка как фольклорный жанр. – https: //profistart.ru