Светлана Самойлик
Опыт работы «Проектно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектно-исследовательская
деятельность» Консультация для педагогов
Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение - активное, любознательное.
Дошкольное образование, являющееся первой ступенью общего образования, должно в полной степени стать развивающим, а перед педагогами-воспитателями ставится задача развить творческие
Публикация «Опыт работы „Проектно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
способности детей дошкольного возраста, так как основы творческого воображения дошкольника, потребность в познавательно - исследовательской активности закладываются именно в раннем дошкольном детстве.
Одним из перспективных методов, активизации познавательно-исследовательской деятельности является метод проектной деятельности.
Проектную деятельность рассматривают как вариант интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста, и как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии «педагога-дошкольника-родителей».
Проект - это пять «П» : проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.
Метод проектов актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, позволяет значительно повысить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение находить информацию об интересующем предмете/явлении, а также использовать её и знания для создания новых объектов. Кроме этого, делает образовательный процесс ДОУ, открытым для активного участия родителей (законных представителей) ведь общение педагогов с родителями воспитанниками всегда было и остаётся актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск новых, рациональных путей взаимодействия.
Проработав в детском саду 28 лет, могу с уверенностью сказать, что работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно - образовательной работы в детском саду.
Одна из задач, которую я поставила перед собой в работе с родителями – привлечение их к совместной деятельности, с целью создания единого образовательного пространства. Для меня, как для педагога удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка.
В своей работе планирую проекты по различной тематике, а также связанные с изучением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Тема выбирается одна на всех.
Работая над проектом ребята совместно со взрослыми (педагоги или родители, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения и фиксируют их в виде рисунков, вырезок из журналов, поделок, в некоторых случаях в виде детских фильмов (роликов). После завершения сбора информации детям предлагается принять участие в реализации проекта.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом я помогаю ребятам соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что в ходе проведенной мной работы результатом стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения.
Результаты работы по проектной деятельности показывают, что и родители более осознанно относятся к предлагаемым мероприятиям, в семье создается здоровый психологический климат.
Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, выражают восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка. Проделанная в ходе проектов работа, дает положительный результат не только в речевом и познавательном развитии, но и в социальном развитии детей, а также способствует возникновению интереса и желания у родителей принять участие в новых проектах, сближает детей, родителей и педагогов.
Таким образом, уважаемые коллеги, проектный метод позволяет :
- Строить активность ребенка на основе свободы.
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.
- Формировать личностные качества ребенка.
- Научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов.
- Ориентироваться в информационном пространстве, что сейчас немаловажно в условиях современного высокотехничного общества.
Вооружить воспитанника ДОУ универсальным умением - самостоятельно решать самые разные проблемы, в том числе и образовательные, которое в будущем пригодиться ему в школе.