Щепкина Татьяна Викторовна
Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
"Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы.
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Публикация «Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность. На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Мы решили, что одним из таких методов является детское экспериментирование. Поэтому я организовала кружок опытно-экспериментальной деятельности «Познаю мир».
В своей старшей группе мы создали лабораторию «Юный исследователь». В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований - это камушки, собранные вместе с детьми, деревянные, пластмассовые и железные предметы, красители, увеличительные стёкла, весы, магниты, различные крупы, мука, соль, сахар, пипетки, колбы, мерные стаканчики, детские фартуки, халаты, схемы для проведения опытов.
Занятия кружка проводится один в неделю. Дети занимаются с большим желанием. Им нравится надевать халаты и превращаться в юных исследователей.
Вся кружковая работа поделена на 3 модуля:
Царица-водица, Земля – матушка, Господин – воздух.
Сами названия говорят о том, как важно для человека беречь окружающий нас мир. Дети не только учатся проводить различные опыты и эксперименты, но и учатся правилам поведения в природе, получают знания о необходимости беречь нашу планету – не загрязнять водоёмы, не мусорить, не обрывать цветы, не разжигать костры.
Вот закончили работу по первому модулю. Здесь ребята проводили опыты с водой. В результате, которых выяснили, что вода бесцветная жидкость, но она растворяет другие вещества, н. р. краски, что вода без вкуса, но принимает вкус растворённых в ней веществ, н. р. сахара и соли. Дети познакомились с круговоротом воды в природе, побывали в гостях у водяного, который познакомил детей с пресными водоёмами России. Дети узнали о соотношении суши и воды, солёной и пресной воды, выяснили как важно беречь пресную воду. В результате проводимых опытов дети узнали, что лёд, пар, снег – это тоже вода.
Сейчас мы на следующем этапе познания – Земля – матушка. Сначала мы познакомились с природными богатствами нашей области. Узнали, как прорастают семена. Проделали такие опыты – посадили овёс и лук в землю, в воду и оставили в темном шкафу. Через 2 недели выяснили, что оказывается семена лучше растут на свету и в земле. Дети уяснили, что растениям. как и всем живым существам нужен свет, тепло и вода. Поэтому наш огород расположился на подоконнике. Каждый день дети ухаживают за своими растениями, наблюдают как они растут, радуются своим успехам.
Каждое занятие фиксируется детьми и воспитателем. Рассматривая альбомы с фотографиями или своими рисунками, дети вспоминают свои опыты и эксперименты.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Родители в силах помочь ребёнку проделать несложные опыты, например:
Налить в бутылку воду и вынести на мороз, а потом вместе с ребёнком удивляться изменениям.
Или залить цветной водой формочки, вынести на мороз и вот вам игрушки на ёлку, которую вынесли после праздников.
Такие простые опыты помогут вам найти подход к ребёнку, вызвать у него доверие и уверенность в себе.