Зульфия Гаитова
Проектная работа «Использование интерактивных технологий с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Проект рассчитан для детей с ОВЗ с 3 до 7 лет.
Критерии включения в целевую группу:
Проведение диагностики по выявлению уровня развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ. Особенности, игры и задания для детей с ОВЗ.
Уровни развития познавательной активности:
1 уровень - сформированы,
2 уровень - не сформированы,
3 уровень - сформированы в недостаточной степени.
Группы второго и третьего уровней развития нуждаются в коррекции познавательной сферы.
Публикация «Проектная работа „Использование интерактивных технологий с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребё нка включают в себя:
• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
• особенности моторной функции.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Считаю, что проект интересен и для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, так как родителям необходимо знать новые возможности информационных коммуникативных технологий.
В данной работе диагностика проводится с целью выявления формирования познавательной деятельности.
Психолого-педагогическая диагностика позволяет своевременно выявить проблемы и риски в развитии ребенка, индивидуальные психолого-педагогическое особенности ребенка с ОВЗ, определить необходимый педагогический маршрут, обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ, спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы, оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы, определить условия воспитания и обучения ребенка, оказывать необходимую консультативную поддержку педагогам и родителям (законным представителям).
Предлагаемые инновационные технологии могут быть применены и при ознакомлении детей с ОВЗ с родным краем и культурой Башкортостана.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей, я предположила, что систематическое использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов. Использование информационно-коммуникативных технологий позволит вывести деятельность детей с ОВЗ на новый качественный уровень.
Наряду с другими технологиями я использую развивающие игры В. В. Воскобовича.
Игровые технологии Воскобовича развивает у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое, формирует базисные представления об окружающем мире. Кроме того, интенсивно происходит развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Одной из эффективных инновационных технологий является комплекс «Играй и Развивайся». Использование ИКТ технологий в том числе и интерактивного комплекса «Играй и Развивайся» являются действенным современным инструментом для реализации ФГОС.
Организованную образовательную деятельность с применением интерактивного комплекса «Играй и Развивайся» провожу с использованием индивидуальных игровых обучающих заданий.
Задачи, которые решаются в процессе работы с использованием интерактивного комплекса :
- у детей с ОВЗ развивается произвольное внимание;
- активно начинает развиваться зрительно-пространственная ориентировка;
- развивается координация движений;
- развиваются восприятие, память, логическое мышление.
В процессе выполнения заданий интерактивного комплекса дети учатся пользоваться манипулятором – рукой в соответствии с поставленными задачами. На занятиях с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся» происходит успешное формирование и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Именно этот момент оказывает мощное влияние на развитие познавательных способностей и общего психического развития детей.
Работу по данной технологии начала с предварительной подготовки к компьютерной игре через беседы, решение различных ситуативных задач. В подготовительный период стараюсь привлечь опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых. Затем ребенок погружается в сюжет занятия. Таким образом, создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной познавательной деятельности. Занятия провожу по подгруппам.
Применение компьютерной техники и интерактивного комплекса «Играй и развивайся» позволило сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
По моему мнению, данный проект для повышения эффективности деятельности может представляться в совокупности с другими методиками.
Проект имеет долгосрочный характер.
[УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Условия реализации
В процессе реализации проекта необходимо соблюдение определенных условий:
1. Психолого-педагогическое обеспечение.
Содержание деятельности в детском саду:
• использование современных компьютерных технологий, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
• дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушений развития ребёнка;
• комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях;
Обеспечение психолого-педагогических условий:
• учёт индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка;
• соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
• использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ДО (развивающие игры Воскобовича, интерактивный комплекс «Играй и развивайся» и др.)
Обеспечение здоровьесберегающих условий:
• оздоровительный режим;
• укрепление физического и психического здоровья;
• профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников;
• соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
2. Программно - методическое обеспечение.
Использование в процессе деятельности:
• развивающих интерактивных программ;
• диагностического инструментария
3. Кадровое обеспечение.
В реализации проекта на сегодняшний день участвуют учитель – дефектолог высшей категории, учителя – логопеды высшей категории и руководитель кружка робототехники.
4. Материально - техническое обеспечение
Кабинеты учителя – дефектолога, кабинет робототехники.
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся в кабинете учителя – дефектолога и в кабинете робототехники.
В кабинете робототехники расположена интерактивная доска, проектор, ноутбук, комплекс «Играй и развивайся».
Бесконтактный сенсорный контролер Kinect — это горизонтально расположенная «коробка» на небольшом круглом основании, которую помещают выше или ниже интерактивной доски. Размеры — примерно 23 см в длину и 4 см в высоту. Сенсор Kinect содержит видеокамеру, инфракрасный излучатель и приёмник излучения, набор микрофонов и регулятор наклона.
В качестве источников диагностического инструментария использую научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий.
Для реализации проекта необходимо дополнительное обучение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Есть определенные результаты работы по технологии Воскобовича как в работе с детьми с ОВЗ, так с педагогами. В 2015 году в детском саду обобщила опыт работы по теме "Формирование у детей предпосылок учебной деятельности через использование развивающих игр Воскобовича". В 2016 году участвовала на зональной научно - практической конференции "Использование инновационных технологий в условиях национального образования". В сентябре 2016 года на августовском совещании работников образования города Сибай выступила с мастер классом по теме "Использование развивающих технологий Воскобовича в ДОУ". В октябре 2016 года провела мастер класс для слушателей курсов профессиональной переподготовки по теме "Использование развивающих технологий в работе с детьми с ОВЗ ". В октябре 2017 года участвовала на зональном семинар - практикуме "Организация психолог - медико - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья", проведенной в городе Баймак Республики Башкортостан. 24 ноября 2017 года на базе детского сада "Радуга" села Темясово Баймакского района РБ выступила на зональном семинаре для педагогов и родителей Зауралья с мастер-классом "Развивающие технологи Воскобовича для детей с ОВЗ".
Занятия с комплексом «Играй и Развивайся» дают новые возможности в работе, позволяют детям получать удовольствие от учебного процесса, и обеспечивают хорошую подготовку к школе, активно развивается познавательная деятельность детей через интерактивные игры.
Итоговые и промежуточные результаты работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении программы.
Результатом нашей работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии.
Планируемые результаты работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с ОВЗ и уровень освоения ими образовательной программы.
При условии долгосрочной реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
1. Пополнение методической базы по использованию инновационных технологий по работе с детьми с ОВЗ
2. Организация более эффективного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, внедрение педагогических инноваций в практику работы ДОУ.
4. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
5. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию ИОП для ребенка с ОВЗ.
ОПЫТ И ИСТОРИЯ
При разработке проекта я опиралась на опыт российских педагогов по использованию интерактивного оборудования "Играй и Развивайся" в дошкольных образовательных учреждениях.
Инновации в работе в дошкольном учреждении с использованием интерактивных технологий повышают интерес и внимание дошкольников, формируют интеллектуально - познавательную активность к последующим действиям.
Я считаю, что интерактивные ресурсы в ДОУ делают организованную образовательную деятельность более наглядной и интересной, повышают уровень мотивации воспитанников, обогащают развивающую среду детского сада.
Приобретение интерактивного оборудования и игрового комплекс «Играй и развивайся» дало мне возможность изучить его. Я заинтересовалась методикой работы по комплексу. Изучила оборудование, необходимую документацию, методические материалы (методические пособия подвижных занятий "Играй и Развивайся", интернет - ресурсы и приступила к работе по использованию интерактивного игрового комплекса на образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Проект разработан самостоятельно.
ВОЗМОЖНОСТЬ ТИРАЖИРОВАНИЯ
По применению развивающих игр Воскобовича накоплен богатый опыт, и я с удовольствием делюсь с опытом работы с коллегами. Опыт работы по данной технологи подробно описан выше.
Передача опыта по реализации проекта в части, касающейся использования интерактивного комплекса "Играй и Развивайся» возможна при условии получения стойких результатов по развитию познавательной активности детей с ОВЗ. Пока идет апробация. В дальнейшем планирую разработать авторские методики по ознакомлению с родным краем и культурой Республики Башкортостан.
ДОПОЛНТЕЛЬНО
Использование интерактивной технологии "Играй и Развивайся" в образовательном процессе – это одна из самых новых и актуальнейших инноваций в дошкольной педагогике.
"Играй и Развивайся" - это подвижные, яркие и красочные занятия с использованием датчика, который считывает движения детей. Благодаря этой технологии дети не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана и не портят зрение и осанку. Ребенок играет руками и ладонями, двигает всем телом без контакта с датчиком. Они выполняют задания, порой даже не задумываясь о том, что они не просто играют, а размышляют, делают выводы.
Использование интерактивного комплекса в образовательном процессе дает педагогам большие преимущества в работе с детьми с ОВЗ :
• интерактивный комплекс – это средство выравнивания возможностей детей.
• система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
•происходит расширение профессиональных контактов педагогов и повышение качества обучения детей.
• используется качественный демонстрационный материал.
• осуществляется индивидуализация образовательного процесса.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета, развития творческих способностей дошкольников.