Алсу Сунагатуллина
Проектная работа «Что мы знаем о насекомых?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
«Что мы знаем о насекомых?»
Воспитатель
Сунагатуллина А. Ф.
Туймазы, 2018
Название проекта : «Что мы знаем о насекомых?»
Актуальность темы:
Публикация «Проектная работа „Что мы знаем о насекомых?“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Родная природа это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок. Многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, если возможно попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. В свободное от занятий время мы с детьми регулярно рисуем, конструируем. Много с детьми наблюдаем. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях. В нашем саду есть много мест, где можно наблюдать за насекомыми.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.
Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.
По человеческим меркам жизнь насекомого очень коротка, а, следовательно, его развитие очень стремительно. Весь цикл формирования продолжается не более полутора месяцев и состоит из четырех периодов. Взрослые насекомые откладывают яйца, из которых в дальнейшем появляются личинки, а по прошествии некоторого времени из личинки формируется куколка. И только из куколки появляется уже взрослое, сформировавшееся, жизнеспособное насекомое.
Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.
Цель проекта : Формирование представления о насекомых, их пользе или вреде.
Задачи проекта :
-Способствовать формированию у детей элементарные представления о насекомых (муравей, муха, паук, жук, гусеница, пчела, оса,о их роли в природе и жизни человека.
-Способствовать активизации мыслительной поисковой деятельность детей.
-Способствовать развитию речи детей, активизировать словарный запас.
-Прививать бережное отношение к живому миру.
-Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Методы и формы работы :
В организации знакомства с насекомыми широко используются практические методы обучения: проблемные вопросы, самостоятельное и коллективное наблюдение; наглядные: картинки с изображениями насекомых, тактильно–мышечная наглядность. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и формы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
- знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище» А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и др.
- разучивание стихов, чистоговорок о насекомых;
- пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»
- загадывание загадок.
Участники проекта : воспитатель младшей группы №1, воспитанники группы и их родители.
Тип проекта : творческий.
Вид проекта : краткосрочный (2 недели) с 10 сентября по 21 сентября.
Ожидаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые».
Этапы реализации:
- Аналитический.
- Подготовительный.
- Практический.
- Заключительный.
План реализации проекта :
этап: Выявление знаний детей о насекомых через беседы.
Беседа «Какие бывают насекомые». Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные особенности насекомых.
- Консультация для родителей: «Как привить любовь к природе».
- Поиск художественной литературы в домашней библиотеке.
этап: Подбор литературы, иллюстрационного материала, изготовление дидактических игр, подбор подвижных игр, пальчиковой гимнастики, чистоговорок, составление плана работы, взаимодействие с семьей.
Подбор литературы о насекомых, подбор картинок с изображением насекомых. Закреплять знания о насекомых, учить называть и находить их на картинках
этап:
Форма работы Содержание деятельности
1 неделя ООД Познавательное развитие - «Путешествие в мир насекомых». Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
Наблюдение на прогулке. Учить видеть признаки насекомых, их строение, форму, цвет, умение рассказать об увиденном.
Чтение сказок К. И. Чуковского «Тараканище»,
«Муха – цокотуха».
Рассказы В. Бианки «Приключение муравьишки».
Учить понимать и оценивать поступки героев, воспитывать любовь к природе, насекомым.
Подвижные игры: «Бабочки и ласточки», «Стрекозы.
Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
ООД Рисование - «Гусеница»
Способствовать развитию творческих способностей детей, умение выражать свое собственное отношение к насекомым через рисунок.
Дидактические игры «Найди тень», «Кто что ест» Способствовать развитию логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
1-2 неделя Комплекс утренней гимнастики «Насекомые» Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
2 неделя ООД Лепка
«Гусеница». Научить лепить несколько предметов округлой формы.
В. Бианки «Зеленый пруд», В. Д. Берестов
«Честное гусеничное»,
«Как найти дорогу». Учить понимать и оценивать поступки героев, воспитывать любовь к природе, насекомым.
Подвижные игры:
«Бабочки, пчёлы, кузнечики»,
«Медведь и пчёлы»
Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
ООД Аппликация - «Жучки»
Продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.
Лото
«Летает, не летает»
Лото
«Полезные, опасные» Способствовать развитию логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
V этап:
1. Подготовка презентации.
2. Изготовление лэпбука «Насекомые».
Заключение
Работая над проектом, я ставила ряд задач, которые в ходе проекта решались. Мне удалось познакомить детей с насекомыми, с их строением, циклом развития. Дети узнали где живут и чем питаются насекомые. Также пополнилась развивающая предметно-пространственную среда: засохшие экспонаты насекомых, гербарий растений и деревьев наших краев, лэпбук «Насекомые». Родители приняли активное участие в проекте : приносили художественную литературу о насекомых, повторяли дома стихотворения и пальчиковые гимнастики с детьми.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом образовательных областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателя. Дети овладели конкретными знаниями. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать.
Литература
1. Кошевар Д. В. «Моя первая энциклопедия для девочек». - Москва, АСТ, 2015 г.
2. Лесли Колвин и Эмма Спиэр. Перевод с англ. Г. И. Рожковой «Живой мир. Энциклопедия». Москва. РОСМЭН. 1998г.
3. Новая школьная энциклопедия. Перевод с англ. и науч. редактирование - Т. Бородина, Е. Гупало и др., ООО «Издательская группа Азбука-Аттикус», 2013. - с. 251.
4. Свечникова В. В. и Чибисова О. И. «Большая энциклопедия знаний»-Москва. РОСМЭН. 2008г.
5. Славкин В. А. «Все обо всем». М. : Компания «Ключ С», 2003. - с. 53-56.
6. Шалаева Г. П. Справочник школьника. – Форум, 2004. - с. 71-83
7. Материалы с сайта: