Ира Можаева
Проект «Что мы знаем о чае?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Что мы знаем о чае?»
Возраст: старший дошкольный.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники: дети, родители, педагоги.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Проект „Что мы знаем о чае?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Использование современных образовательных технологий: технология личностно – ориентированного взаимодействия, технология развивающего обучения, игровые технологии, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие технологии.
Цель проекта: Познакомить детей с особенностями чая, пробудить интерес к традициям чаепития, обогащать представления о полезных свойствах чая.
Задачи:
• Познакомить детей с историей чая;
• Познакомить с полезными для человеческого организма свойствами чая;
• Сформировать представления о том, как выращивают и изготавливают чай;
• Познакомить с традициями чаепития разных стран (Китай, Англия);
• Воспитывать интерес к истории своей страны, к традициям;
• Развивать творческие способности;
• Воспитывать интерес к литературному наследию русского народа пословицам, поговоркам.
Ожидаемые результаты: в процессе реализации проекта расширится кругозор знаний детей, они познакомятся с историей чая, с национальными традициями употребления чая некоторых народов, узнают о местах и способах его выращивания, об истории появления чая на Руси и традициях русского чаепития, о свойствах данного напитка. В процессе экспериментальной деятельности воспитанники совместно с воспитателями выделят свойства чая, узнают о правилах заваривания напитка.
Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей с педагогом, работа с родителями.
Методы работы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, разнообразные виды игр, экспериментирование, просмотр мультфильмов, презентаций, рассматривание фотографий, иллюстраций, изодеятельность (лепка, рисование).
Продукт проекта: досуг «Чаепитие в русском стиле с самоваром».
Актуальность проекта: Сложно представить жизнь современных людей без чая - напитка, который каждый из нас употребляет по несколько раз в день. Сложно найти человека, который бы его не любил. Чай – это тот напиток, который входит в рацион питания уже с первых месяцев жизни малыша. Но мало кто задумывается над тем, как растет чай, каким образом его изготавливают, когда он появился в нашей стране, какое воздействие оказывает на человеческий организм и здоровье. А ведь чай придает организму бодрости, утоляет жажду, снимает усталость и напряжение организма.
Старший дошкольный возраст – такой возрастной период, когда ребенок осознанно начинает относиться к своему здоровью, устанавливать причинно – следственные связи, проявлять активность и самостоятельность, познавать способы и методы сохранения и поддержания своего здоровья. Тема нашего проекта позволит расширить кругозор старших дошкольников, а также сформировать представления о чае как напитке, обладающем свойствами, положительно влияющими на здоровье человека, узнать об особенностях его происхождения и выращивания, национальных традициях употребления напитка.
Этапы реализации проекта:
1. Мотивационный этап
• Составление плана совместной работы с детьми и родителями;
• Подбор необходимого материала для реализации проекта, игр с детьми, художественной литературы, демонстрационного материала;
• Организация предметно – развивающей среды в группе.
2. Проблемно - деятельностный этап
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности:
Образовательная ситуация «Что я знаю о чае?» - беседа с детьми о чае и рассматривание различных сортов чая путем опытно-экспериментальной работы.
Образовательная ситуация «Как появился чай?». Дети узнают, где растет чай, как растет, как его собирают. Просмотр видеофрагментов.
Образовательная ситуация «Чай и чайные традиции Англии и Китая». Просмотр презентации.
Образовательная ситуация «Как чай на Руси появился. История русского самовара» Откуда появился самовар, какие бывают самовары.
Лепка в технике пластилинография «Чайный натюрморт» (коллективная работа).
Рисование «Чайный сервиз» дети разделяются на подгруппы, каждая из которых расписывает сервиз в едином стиле.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Беседа «Чем полезен чай».
Беседа-игра «Как вести себя за столом во время чаепития».
Беседа «Какая она, чайная посуда?»
Сюжетно-ролевая игра «Чайная лавка».
Чтение художественной литературы: В. Кужелева «Сказка о том, как Иван - чай лень прогнал».
Т. Домаренок «Старинный сервиз».
Дональд Биссет «Дракон и волшебник».
Прослушивание аудио-сказки Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар».
Составление альбома с иллюстрациями, картинами, которые подобрали дети самостоятельно. Рассматривание принесенных материалов, составление описательных рассказов.
Дидактическая игра «Подбери признак», «Друзья чая».
Чтение поговорок, пословиц
Отгадывание загадок о чае, самоваре, сахаре, воде, чайнике.
Просмотр мультфильма «Пых, пых самовар» / «Тигрёнок в чайнике» / «Индийский чай».
Взаимодействие с родителями:
"Моя любимая кружка" (нарисовать и составить описательный рассказ).
Разучивание с ребенком стихотворения по теме для досуга «Чаепитие в русском стиле с самоваром».
3. Творческий этап
Досуг «Чаепитие в русском стиле с самоваром»
Досуг является итоговым мероприятием проекта, где воспитатели с детьми подводят итог проекта, отвечая на главный вопрос «Что мы знали о чае? Что мы узнали о чае?».
В процессе досуга детям загадываются загадки, воспитанники рассказывают стихотворения. Чаепитие проводится с самоваром, атрибутами русского – народного костюма, баранками, пряниками, где воспитанники демонстрируют правила поведения за столом.