Наталья Глебова
Проектная деятельность в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности «Мой город детства — Воркута»
Тема проекта «Мой город детства – Воркута»
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Введение (актуальность, цели, задачи, используемые технологии, теоретическое обоснование, планируемые результаты, эффективность)
3. Основная часть (этапы проекта, содержание мероприятий проекта)
4. Используемая литература
5. Приложение
Паспорт проекта
Структура Содержание
Тема
Вид проекта
Срок реализации «Мой город детства - Воркута»
Познавательно - патриотический
Публикация «Проектная деятельность в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности „Мой город детства — Воркута“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Коми
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
краткосрочный (2 недели)
Адресация проекта Предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми и родителями
Авторы проекта Вербовая Е. А., воспитатель
Глебова Н. В., воспитатель
Участники проекта Педагоги, родители, дети.
Возраст воспитанников 4- 6 лет
Особенности проекта
Заключаются в комплексном подходе к решению поставленных задач (интегративный подход в организации образовательной деятельности, интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями, комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, совместная деятельность педагогов, родителей и детей). Данный проект поможет детям узнать историю родного города, расширить кругозор, активизирует интерес к социальной жизни Воркуты.
Цель проекта Дать детям старшего дошкольного возраста
доступные их восприятию знания о родном городе.
Задачи проекта - расширять и обогащать словарный запас детей.
- способствовать активному включению детей в творческо- поисковую деятельность.
- способствовать воспитанию у детей патриотических чувств и любви к своей малой Родине.
-способствовать развитию творческих способностей, изобразительных навыков, интереса к коллективной деятельности.
-способствовать установлению партнерских отношений и сотрудничества МБДОУ с семьями воспитанников.
Ресурсы проекта Мультимедийное оборудование, аудио и видео материалы, книги, альбомы, иллюстрации, фотографии, дидактические игры, атрибуты к подвижным и сюжетно – ролевым играм, материалы для продуктивной деятельности.
Предполагаемый продукт проекта - Выставка рисунков «С Днем Рождения, Воркута!» (совместных родителей с детьми)
- Оформление фотоальбома «Воркута и воркутинцы» (совместно с родителями)
- презентация проекта «Мой город детства – Воркута»
Введение:
Малая Родина, у каждого она своя. Но для всех нас, она является тем маячком, который определяет наш путь на протяжении всей жизни. Какая-то неведомая, но притягательная сила кроется в том, что окружало нас с детства : семья, родной дом, любимый детский сад, школа, знакомые улицы, родной город. Поэтому, даже покинув родные края, мы вспоминаем их с теплотой и нежностью? И сколько бы лет нам не было, мы возвращаемся к моментам из нашего детства, а значит и к тем местам, где они происходили. Каждый раз мы вспоминаем свой родной город, город своего детства, и это не обязательно большой город с яркими огнями, он может быть маленьким и тихим. Воркута – именно такой город, небольшой и неприметный на карте России, но со своей героической историей, славными людьми и особенной архитектурой. Мы любим свой родной город, гордимся им и хотим эти чувства передать своим воспитанникам.
Актуальность проекта :
Воспитание в подрастающем поколении патриотических чувств это неотъемлемая часть системы дошкольного образования. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста определяется, в процессе формирования его потребности к участию во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, осознания себя частью окружающего мира. Любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где человек родился, провел свое детство, вырос - к малой Родине.
Цель проекта :
Дать детям старшего дошкольного возраста доступные их восприятию знания о родном городе.
Задачи проекта :
- расширять и обогащать словарный запас детей.
- способствовать активному включению детей в творческо- поисковую деятельность.
- способствовать воспитанию у детей патриотических чувств и любви к своей малой Родине.
-способствовать развитию творческих способностей, изобразительных навыков, интереса к коллективной деятельности.
-способствовать установлению партнерских отношений и сотрудничества МБДОУ с семьями воспитанников.
Используемые методы
Практические:
- Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.
- Целевые прогулки и наблюдения, расширяющие кругозор детей.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры
- С/р игры
- Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд)
Словесные:
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Слушание песен.
Наглядные:
- Рассматривание фото, иллюстраций, просмотр видеофильма
Теоретическое обоснование
Проект «Воркута – мой город детства» призван формировать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, патриотические чувства и любовь к своей малой Родине, социальную позицию маленького гражданина.
Ожидаемые результаты
В ходе работы над проектом дети познакомятся с историей родного города, символикой, архитектурой; вырастет интерес к коренному населению, его культуре и быту. Сформируется положительное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Дети начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Возникнет чувство любви и гордости за свой город.
Эффективность проекта
Подводя итог проделанной работы по реализации проекта «Воркута – мой город детства», можно сделать вывод: в результате была создана среда для нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; у детей появился интерес к своему родному городу и это нашло отражение во всех видах продуктивной деятельности (лепке, аппликации, рисовании, словесном творчестве (рассказах, прочтении стихов).
Основная часть
Этапы работы над проектом
1 этап: подготовительный (организационный)
Цель: разработка содержания проекта, условий его реализации.
Включает в себя 1) подготовку методического обеспечения проекта, а именно:
- разработку проекта, подбор фотографий, открыток, иллюстраций с видами города Воркуты.
- подбор дидактических игр, пособий, видеофильмов, литературы по теме «Воркута»
2) опрос детей «Что я знаю о своем городе»
2 этап: основной
Цель: разработка и реализация структуры и содержания проекта.
Включает в себя 1) организацию взаимодействия педагогов с детьми и родителями.
2) реализацию основных мероприятий проекта.
3) создание соответствующей развивающей среды.
3 этап: итоговый (аналитический)
Цель: анализ итогов работы, демонстрация продуктов проекта (презентация проекта «Мой город детства – Воркута», оформление фотоальбома «Воркута и воркутинцы» (совместно с родителями, оформление выставки творческих работ детей совместно с родителями «С Днем Рожденья, Воркута!»)
Содержание мероприятий проекта :
1) Беседы по темам
- «Воркута – город шахтерской славы»
- «Что мы можем увидеть на улицах нашего города»
- «Достопримечательности Воркуты»
- «Вот моя улица, вот мой дом»
2) С/р игры
- «Путешествие по городу»,
- «Магазин»,
- «Больница»
- «Поездка в автобусе по городу»
3) НОД
- ознакомление с окружающим миром «Город, в котором я живу»
- рисование «Оленевод», «Мой город лучший на Земле» (коллективное)
- аппликация «Улочки Воркуты» (коллективная)
- лепка «Заснеженный парк Воркуты»
4) Конструирование «Воркута вчера, сегодня, завтра»
5) Ручной труд «Кормушки для птиц»
6) Д/игры
- «Узнай улицу города»
- «Узнай здание города»
- «Собери картинку» (виды Воркуты)
7) Словесные игры
- «Продолжи предложение»
- «Исправь ошибку»
- «Придумай предложение»
- «Я знаю пять…» (с мячом)
8) П/игры
- «Стой, олень!»
- «Прыжки через нарты»
9) Пальчиковая гимнастика
- «Люблю по городу гулять»
- «У оленя дом большой…
10) Просмотр видеофильма о Воркуте.
11) Целевая прогулка к ДКШ и фонтану.
12) Чтение, рассматривание иллюстраций
- «Азбука маленького воркутинца»
- «Воркута – город на угле, город в Арктике»
- Коми сказки.
- «Стихи о Воркуте» В. Герун, стихи о Воркуте юных авторов
13) Слушание
- Гимн Воркуты (А. Пахмутова, В. Кузнецов,
- «Город детства» (А. Флярковский, Р. Рождественский)
14) Акция «Добрые дела для тебя, Воркута! (развешивание кормушек на участке детского сада, подкормка зимующих птиц)
15) Совместная с родителями деятельность
- выставка рисунков «С Днем Рождения, Воркута!»
- фотоальбом «Воркута и воркутинцы»
16) Создание презентации проекта «Воркута – мой город детства»
Литература
1. «Технология проектирования в ДОУ» Евдокимова Е. 2006 г.
2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. М: Мозаика - Синтез, 20014 г.
3. «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н. В. М: Перспектива, 2008 г.
4. «Знакомим дошкольников с родным городом» Алешина Н. В. М: Т Ц Сфера,1999 г.
5. «Проектная деятельность дошкольников» Веракса Н. Е. М: Мозаика - Синтез 2008 г.
6. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А. Я. М: Детство – пресс 2001 г.
7. «Родной край люби и знай» Герасимова М: «Дошкольное воспитание» 2/ 2001г
8. «Воспитывая маленького гражданина». Практическое пособие для работников ДОУ М. 2003 г.
9. «С чего начинается Родина?» Кондрыкинская Л. А. М: Сфера 2000 г.
10. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Рыбалкова И. «Дошкольное воспитание» 6/2003 г.