Арнаут Ольга
Проектная деятельность по пожарной безопасности в старше-подготовительной группе «Огонёк»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проек та :
Он, красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен. Много лет огонь служит и угрожает людям, а они пытаются найти от него защиту. Чаще всего причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, оставляют детей без присмотра, разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для этого. Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Необходима целенаправленная работа по формированию у детей культуры пожаробезопасного поведения.
Публикация «Проектная деятельность по пожарной безопасности в старше-подготовительной группе „Огонёк“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема проекта : Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игр со спичками, взрывоопасными и легко воспламеняющимися предметами.
Поэтому я решила учить детей правилам пожарной безопасности. Зная и соблюдая их, они не сотворят беды.
Вид проекта : Творческий, информационно-практико-ориентированный. семейный, групповой.
Продолжительность: Долгосрочный
Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники пожарной части.
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях, связанных с огнем.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
• Познакомить с историей возникновения огня.
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие:
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Знать правила поведения на природе, в быту.
• Развивать творческие способности дошкольников.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.
• Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.
• Воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
4. Практические:
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта, вовлечь их в процесс
формирования навыков пожарной безопасности.
• Обмен опытом по противопожарной безопасности в детском саду.
• Учить детей правильно вести себя на природе, уметь защитить себя и своих близких
Целевые ориентиры
1. Правильное поведение в экстремальной ситуации;
2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону;
3. Умение четко называть свой адрес;
4. Знать средства пожаротушения : вода, огнетушитель, земля, песок, снег;
5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
6. Знать о профессии пожарного;
7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности;
8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
9. Расширение кругозора детей, словарного запаса,
10. Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности,
11. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми
Предполагаемые результаты проекта
Изменение отношения детей к своей безопасности и здоровью;
овладение навыками правильных действий в случае пожара и грамотного ведения диалога с диспетчером службы «01»;
повышение заинтересованности родителей данной проблемой.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Изготовление дидактических игр.
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта
- Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;
П/и «Пожарные на учении»
Физкультурный досуг «Пожарная дружина»
Д/ игры «Пожароопасные предметы»
«Что нужно при пожаре»
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
- Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты " С огнем не шути". Рисуем «Пожар»
- Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности,
- Проведение опытов, экспериментов
Отобранный материал для организации занятий, индивидуальной работы, дидактических игр:
1. Учебные плакаты на противопожарную тему.
2. Раздаточный материал и карточки для индивидуальной работы.
3. Настольная игра «Знаю все профессии».
4. Т. А. Шорыгина. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8лет» (конспекты занятии).
5. Т. Н. Гарнышева. «ОБЖ для дошкольников» (конспекты занятий). 6. Е. Ю. Иванова. «100 игр, сценариев, праздников».
7. С. Маршак «Кошкин дом».
8. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
9. С. Маршак. «Пожар».
10. А. Гимадеева. «Не надо играть с огнем».
11. Л. билалов. «Пожарные».
12. Т. Фетисова. «Куда спешат красные машины»?
13. экскурсия в пожарную часть
3 этап: Результаты проекта
• Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации;
• При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части.
• При проведении тренировочных мероприятий, выявлено, что 90% детей средних, старших и подготовительных групп, правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада.
• Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться.
• Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».
• Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов.
• Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила пожарной безопасности.
• Оформлены выставки рисунков по пожарной безопасности на тему «Есть такая профессия - ПОЖАРНЫЕ», плакатов (сотворчество детей, родителей и воспитателей, альбомов (рисунки детей).
• Интеллектуальные викторины, беседы и занятия по пожарной безопасности в группах, инсценировки сказок:
Интеллектуальная викторина: «Опасение – половина спасения».
- НОД на тему «В мире электроприборов».
-Инсценировка сказки «Кошкин дом».
- Праздник «Спички – детям не игрушка» с участием отряда пожарной части.
Праздник «Огонь-друг, огонь-враг»
Формы работы:
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Выбери пожароопасные предметы», «Горит – не горит», «Что нужно при пожаре», «Хорошо – плохо», «Отгадай загадку».
Сюжетно-ролевые: «Мы – помощники», «Пожарная служба спешит на помощь», «К нам гости пришли».
Игры – эстафеты: «На пожар», «Разведчик», «Тушение пожара», «После пожара», «Пожарные спешат на помощь», «Пожарные тушат огонь».
Познавательная деятельность.
НОД «Не играйте с огнем», НОД «Пожарный герой, он с огнем вступает в бой»; досуг «Школа юных пожарных»; познавательные беседы: «Огонь-друг, огонь-враг», «Чем опасен дым», «Пожар в квартире», «Детские шалости с огнем», «Пусть елка новогодняя нам радость принесет», «Осторожно - электроприборы», «Горючие вещества», «Лесной пожар»; решение проблемных ситуаций: «Мама забыла выключить утюг», «Папа оставил кастрюлю на плите», «В доме зажгли бенгальские огни»; обсуждение пословиц и поговорок, отгадывание загадок на противопожарную тематику; экскурсия в прачечную (знакомство с утюгом и стиральной машиной); просмотр и обсуждение мультфильма «Кошкин дом»; рассматривание иллюстраций на противопожарную тематику, опыты «Огонь и вода», «Огонь дышит».
Развитие речи.
Тренинг с телефоном: «Алло, у нас пожар».
Конструирование.
Конструирование композиций «Мой дом», «Детский сад», «Наша улица».
Исследовательская деятельность.
Проведение опытов «Огонь и вода», «Огонь дышит».
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение и обсуждение произведений С. Я. Маршака «Пожар», «Повесть о неизвестном герое», Н. Пикулев «Пожарная машина», К. И. Чуковский «Путаница», Р. Киплинг «Маугли».
Театрализованная деятельность.
Драматизация сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом».
Изобразительная деятельность.
Рисование по рассказу С. Я. Маршака: «Повесть о неизвестном герое»; аппликация «Пожарная машина».
Физическое развитие.
Игры для эстафеты: «На пожар», «Разведчик», «Тушение пожара», «После пожара», «Пожарные спешат на помощь».
Работа с родителями.
Анкетирование родителей; оформление стенда «01»; встреча с инспектором госпожнадзора; папка-передвижка «Пожарная безопасность»; беседа «Чтобы не было беды»; выставка семейных работ на противопожарную тему; изготовление атрибутов к драматизации, конференция для родителей «Огонь-друг, огонь-враг».
Презентация проекта.
1. Открытое занятие «Не играйте с огнем».
2. Тематическая выставка «Пожарная безопасность».
3. Выставка семейных творческих работ «Опасная пожар-птица».
4. Концерт для сотрудников пожарной части.
5. Изготовление папки-передвижки «Пожарная безопасность».
6. Конференция для родителей: «Огонь-друг, огонь-враг».
Загадки:
1. Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
2. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (Пожар.)
3. Все ест - не наедается,
А пьет – умирает. (Огонь.)
4. Летела мошка –
Осиновая ножка.
На стог села-
Все сено съела. (Спичка.)
5. То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море. (Утюг.)
6. Выпал на пол уголек,
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди, не стой.
А залей его (водой.)
7. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять.)
8. Если где хранится мусор
Или просто старый хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Мы метлу, лопату взяли
И быстрее все (убрали.)
9. Он красив и ярко – красен, но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь.)
10. Маленький конек, вместо гривы – огонек. (Спички.)
11. Мчится кран со стрелой на большой машине, чтоб смогла пожар любой погасить машина. (Пожарная машина.)
12. Если дым валит клубами, пламя бьется языками, и огонь везде, и жар – это бедствие – (Пожар.)
13. Он дает тепло и свет, с ним шутить не надо, нет! (Огонь.)
14. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты не тронь его рукой –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
15. Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
16. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спички.)
ИГРА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ».
Ведущая: Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
Дети: Пожар.
Ведущая: Раз, два, три, четыре
У кого пожар…
Дети: В квартире.
Ведущая: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил…
Дети: Утюг.
Ведущая: Красный отблеск побежал
Кто со спичками…
Дети: Играл.
Ведущая: Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над…
Дети: Газом?
Ведущая: Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег…
Дети: Траву.
Ведущая: Кто в огонь бросал при этом незнакомые…
Дети: Предметы.
Ведущая: Помни каждый гражданин
Пожарный номер…
Дети: «01».
Ведущая: Дым увидел – не зевай
И пожарных …
Дети: Вызывай.
Пословицы и поговорки о пожаре :
1. Спички не игрушка, а огонь не забава.
2. Солома с огнем не дружит.
3. Не шути с огнем – обожжешься.
4. Малая искорка сжигает города.
5. Пожар слезой не зальешь.
6. От копеечной свечи Москва сгорела.
7. Спичка – невеличка, а огонь от нее великан.
8. Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
9. Огонь не вода – охватит, не выплывешь.
10. Огонь не вода – пожитки не всплывают.
Литература:
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
В. А. Степанов «Азбука в загадках».
С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
Л. Н. Толстой «Пожарные собаки».
Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
К. Чуковский «Путаница».