Галина Филатова
Проектная деятельность в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности «Берегись бед, пока их нет»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Актуальность моей темы— обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, правило поведения по дорожному движению, знания об ухудшении состояния здоровья дошкольников, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. Дошкольный возраст –это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир безопасности.
Публикация «Проектная деятельность в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности „Берегись бед, пока их нет“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Определив тему проекта, его основную идею, я наметила главную
Цель проекта : обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями в природе, становление у детей дошкольного возраста
здорового образа жизни.
Задачи: 1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Длительность проекта : длительный.
Участники проекта : педагоги, дети и их родители.
Планируемый результат: дети среднего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие,
Речевое развитие,
Познавательное развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие.
Подготовительный этап
. Подобрать иллюстрации, картины;
. Атрибуты для игр;
. Подобрать детскую литературу по тематике проекта;
. Подготовить материал по художественно – эстетическому
развитию по теме;
. Провести работу с родителями (беседы, консультации,
выставки работ по данной теме).
Содержание проекта :
1.«Безопасность собственной жизнедеятельности»
2.«Бережем свое здоровье»
3.«Безопасность на дорогах и улицах»
4.«Безопасный отдых на природе»
5. «Работа с родителями».
Реализация проекта :
Работа проводиться на протяжении всего учебного года.
«Безопасность собственной жизнедеятельности»
цель: формирование представлений о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы).
Закрепление правил безопасного обращения с бытовыми предметами.
Уточнение знаний о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
Закрепление знаний о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Закрепление умение называть свой домашний адрес.
«Социально – коммуникативное развитие»
Дидактическая игра: «Предметы – источники», «Четвёртый лишний».
Игровая ситуация: «Как и чем тушить пожар?».
Показ демонстрационных картинок по данной темы.
Сюжетно – ролевая игра: «Мы - пожарные».
Познавательное развитие»
Конспект НОД: «Один дома» – «Опасно!».
Моделирование ситуаций: «Сестра обожгла руку», «Если ребёнок потерялся».
Экскурсия на прачечную.
«Речевое развитие»
Отгадывание загадок: (о пожаре, воде, газе, опасных предметах и т. д)
Беседы: «Огонь друг или враг?», «Электроприборы в быту».
Чтение: Шорыгина «Осторожные сказки», С. Маршак «Кошкин дом».
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование пластилином: «Огонь».
Аппликация: «Опасные предметы» (коллективная работа).
«Физическое развитие»
Подвижная игра: «Огонь».
«Безопасность на дорогах и улицах»
цель: систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями: дорога, тротуар.
Развитие свободной ориентировки в приделах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.
«Социально – коммуникативное развитие»
Дидактические игры :«Покажи, что назову», «Найди ошибку».
Рассматривание различных видов транспорта : легкового и грузового (игрушки).
Моделирование ситуаций с «Дорожными знаками и перекрестком».
«Познавательное развитие»
Рассматривание наглядных пособий по материалам.
Знакомство детей с предупреждающими и указательными дорожными знаками, учить различать их («Дети», «Пешеходный переход»).
Целевая прогулка в автоплощадка детского сада.
«Речевое развитие»
Рассматривание плакатов о правилах дорожного движения.
Чтение и беседа по книге В. Носова «Автомобиль».
«Художественно – эстетическое развитие»
Аппликация: «Светофор».
Рисование: «Пешеходный переход».
«Физическое развитие»
Подвижная игра: «Автомобили».
«Бережём своё здоровье»
цель: формирование первичных представлений о здоровом образе жизни. Развитие желания сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом).
Рассказы в доступной форме о бактериях, вызывающих заболевания, о профилактике заболеваний, лекарствах и о пользе витаминов.
Уточнение и расширение представлений о связи между болезнью и ее причиной, о правилах безопасного общения с больным.
Расширение представлений о профессиях людей, помогающих нам быть здоровыми.
«Социально – коммуникативное развитие»
Беседа: «Как устроен мой организм», «Витамины я люблю - быть здоровым я
хочу».
Дидактические игра: «Угадай вид спорта по показу».
Сюжетно – ролевая игра: «Поликлиника» (на приёме у врача).
«Познавательное развитие»
Опытно-экспериментальная деятельность : «Для чего нам нужна вода».
НОД с ИКТ: «Растения, которые лечат».
«Речевое развитие»
Заучивание стихов, пословиц о здоровье.
Чтение худ. произведений: К. Чуковский «Мойдодыр».
Беседа: «Сестрички-привычки».
«Художественно – эстетическое развитие»
Лепка: «Мы делаем зарядку».
Рисование: «Витаминные продукты».
«Физическое развитие»
Подвижные игра: «День - ночь».
«Безопасный отдых на природе»
цель: формирование основ экологической культуры.
Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Уточнение и расширение представлений о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомство с правилами поведения человека в этих условиях.
«Социально – коммуникативное развитие»
Дидактические игры: «Съедобные — несъедобные ягоды».
Показ схем «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе).
Показ демонстрационных картинок «Правила безопасности для детей».
«Познавательное развитие»
Уроки тетушки Совы – уроки осторожности (видеоматериалы) :
«Уроки живой природы».
Демонстрационный материал: «Правила безопасности для детей».
Наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы.
«Речевое развитие»
Отгадывание загадок о животных, насекомых.
Чтение стихов о безопасности на природе.
Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки», «В гостях у лесовичка».
«Художественно – эстетическое развитие»
Раскраски на тему: «Природа», «Безопасность детей в природе».
Поделки из природного материала.
«Физическое развитие»
Подвижная игра: «У медведя во бору».
Участие родителей в реализации проекта :
цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в быту, в природе, на дорогах, улицах. Научить осознанно заботиться о своём здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену.
*Участие родителей в районном конкурсе по пожарной безопасности :
«Неопалимая купина».
* Ширма: «Правило безопасности дома».
*Анкетирование «Психологическая безопасность, или Защити себя сам».
* Ширма: «Правило безопасности дома».
*Консультация «Поведения ребёнка на детской площадке».
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей.
«В результате проделанной работы по проекту»
Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам. Родителей отметили, что повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
Использованная методическая литература:
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у детей» (для занятий с детьми 2 – 7 лет).
Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (3-7лет).
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр». Для занятий с детьми 2-7 лет».
Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
А. И. Шалина «Юный Эколог». Парциональная программа (3-7 лет)
Программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».