Ольга Куликова
Проектная деятельность в разновозрастной группе по теме «Вместе с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий;
по продолжительности: долгосрочный (май – октябрь)
по количеству участников: групповой,
по характеру контактов: семейный,
по режиму работы: во всех видах деятельности
Актуальность темы:
Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов и растений. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому. Чтобы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть своё место в природе и своё назначение.
Публикация «Проектная деятельность в разновозрастной группе по теме „Вместе с природой“» размещена в разделах
Учитывая то, что необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе был разработан познавательно-исследовательский проект «В единстве с природой».
Проблема проекта : На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете.
Путём бесед, наблюдений, исследований и трудом мы вместе с природой научимся любить, беречь и охранять.
Цель проекта : Создание условий для организации работы с детьми по ознакомлению с природой младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Разработать методическое сопровождение к организации работы по ознакомлению детей с природой.
• Создать предметно-развивающую среду по ознакомлению детей с природой.
• Приобщить родителей к организации по ознакомлению детей с природой в семье и в детском саду.
Критерии результата проекта :
Разработана мультимедийная игра «Магазин «Хвосты»;
Разработан проект «Вместе с природой»;
Разработано методическое сопровождение организации деятельности
детей к водоёму «Лесное озеро»;
Разработана рекомендация по организации работы с детьми на огороде
Предполагаемый продукт проекта :
Мини-выставка совместно с родителями «Осенний сундучок»;
Развлечение «На лесной опушке»
Реализация проекта
1этап – проблематизации
Задачи: Обозначить проблему, вызвать интерес у детей к проектной
деятельности, познакомить родителей с условиями, задачами проекта, алгоритмом совместной деятельности с детьми.
Дети
1. Создать игровую ситуацию, приход Незнайки в группу, который не знает, что такое природа. Вызвать заинтересованность детей узнать о природе и с помощью проектной деятельности показать Незнайки мир природы.
2. Выбор темы проекта
Родители
Индивидуальные и групповые беседы о правилах реализации проекта, алгоритме совместной деятельности с детьми.
Дети
Появился интерес и желание рассказать Незнайке об окружающей нас природе. У детей продолжают узнавать о возможных источниках информации: книги, телевидение, интернет, взрослые.
Родители
Родители поняли идею проектной деятельности, алгоритма её осуществления и необходимость совместной деятельности по изготовлению экспонатов мини-выставки «Осенний сундучок». Анкетирование родителей «Что вы знаете об окружающей нас природе?»
Иметь представления
По ознакомление детей с природой, создать на участке детского сада три экологических центра: организовать огород, разбить цветник, и создать декоративный водоём.
2этап – подготовительный
Обсуждение проблемы
Задачи: Определить средства реализации проекта, источники информации и форм презентации на заключительном этапе
Разработка проекта : подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по тематике проекта; подобрать и продумать сюжетно – ролевые, дидактические, подбор развлечения для детей и итогового мероприятия, оформление информации для родителей.
Дети
1. Беседы: «Роль человека в жизни растений», «Роль растений в жизни человека», «Для чего нужны овощи», «Для чего выращивают цветы?», «Что необходимо растениям для жизни», «Как выращивать овощную культуру (растения, цветы)».
2. Просмотр компьютерной презентации «Мир растений».
3. Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов, растений овощных культур.
4. Заучивание и чтение стихотворений о растениях; рассказов о природе.
5. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Цепочка», «Угадай правило», «Собери пазлы», «Угадай, что где растет», «Воздух, земля, вода».
Сюжетные игры: «Лесная аптека», «Поездка в деревню к бабушке».
Обучающие игры: «Чиполлино учит Незнайку выращивать морковь», «Колобок отправляется в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Прогулка в лес», «Незнайка хочет узнать о жизни зайцев в лесу»
Алгоритм прохождения проекта.
Родители
1. Дифференцированные беседы с родителями по планированию совместной деятельности с детьми.
2. Создание на участке детского сада три экологических центра:
- Создать огород, разработать почву, посеять вместе с детьми овощные культуры.
- Разбить цветник.
- Организовать экологический уголок на участке детского сада декоративное озеро.
3. Размещение наглядной информации: «Досуг с ребёнком на природе»,
«Воспитание любви к природе».
4. Домашнее задание
Совместно с родителями чтение художественной литературы по теме.
3 этап – практический
Цель: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, разработка плана реализации проекта, выявить у детей имеющиеся знания о природе, степени заинтересованности детей данной темой. Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта. Объединить усилия детей, родителей и воспитателей для решения поставленной проблемы.
Дети совместно с воспитателем подбирают книги, иллюстрации, картинки о природе. Собирают информацию для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, рассказами о природе, усилиями педагога, детей и их родителей. Подбирают дидактические, словесные и подвижные игры. В центре науки и природы ухаживают за комнатными растениями. Труд в огороде, в цветнике и у водоёма. Беседы, наблюдения и уход за растениями и овощными культурами. Закрепляют умения в игре отображать эпизоды из окружающей действительности, воспитывается чувство коллективизма. В изобразительной деятельности дети рисуют, лепят из пластилина, изготовляют подделки из аппликации. Анкетирование родителей и консультации. Совместно с родителями составляют мини-выставку.
Дети
Беседы: «Что такое природа?», «Живая и неживая природа», «Поможем природе», «Кто живее в лесу», «Жители водоёма», «Какую пользу природа приносит человеку», Ситуация общения «Что произойдёт в природе если…»;
Дидактические игры: «Собери картинку», «Подбери нужную часть растения», «Расскажи незнайке о животных». «Кто где живёт», «Земля, вода, небо», «Подбери цветок».
Рассматривание картин, иллюстраций, наглядных пособий.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», Е. Чарушин «Сорока», К. Д. Ушинский «Орел», «Лиса-патрикеевна», М. Пришвин «Лесной доктор», «Ребята и утята», В. Бианки «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесная газета», «Лесные домишки», Н. Сладков «Синичий запас», Н. Павлова «Зимняя пирушка», Н. М. Павловой «Живая бусинка», «Луковка с радостью», В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?» «Чей нос лучше?», «Зелёный пруд», «Мастера без топора», «Синичкин календарь», Онегов А. «На лесной полянке»; Павлова Н. «Мать - и - мачеха», «На козьей иве», «Ищи ягоды!», «Под кустом».
Художественное творчество детей: рисование д/у «Дорисуй», «Раскрась», «Нарисуй любимое растение»; лепка «Утёнок», «Рыбки», «У бабушки на ферме»; аппликация «Зелёная травка для животных», «Цветочная поляна».
Проектная деятельность с детьми и родителями по трем направления:
«Весёлый садовник» Ранней весной дети нашей группы привлекаются к посильному труду на огороде и цветнике, который разбит на территории детского сада. Активно взаимодействуем с родителями. Заранее подготовили почву под посадку, оборудование, необходимое для работы, семена, рассаду.
Проектная деятельность
«Лесная тропинка» Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты-остановки :
Первая остановка «В гостях у лесовичка» Цель этого экологического пространства познакомить детей с правилами поведения в лесу, формировать элементарные представления об окружающей природе, желание беречь и охранять ее.
Следующая остановка «На лесной опушке». Назначение данного пространства развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям, умение любоваться красотой родной природы.
И еще одна остановка «Звериная поляна» Цель этого экологического пространства развивать устойчивый интерес к диким животным, расширять представления детей о диких животных леса средней полосы России. формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными;
- продолжать воспитывать любовь к природе;
и культуру поведения в лесу;
Тихий уголок «Лесное озеро» Цель: Обогащение развивающего пространства участка детского сада; создание зоны отдыха; заинтересовать детей содержанием экскурсий и наблюдений; познакомить с правилами поведения на водоёме.
Труд на огороде: высадка рассады, полив растений, рыхление земли, прополка.
Наблюдения «Биологические особенности овощных культур», «Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения». «Связь овощных культур с насекомыми».
Исследование: зарисовка за ростом и развитием овощных культур (схема-карта)
Беседы: «Для чего нужен уход за овощами», «Роль овощей в жизни человека», «Полезные свойства овощей».
в цветнике
Труд: подготовка клумбы, рассаживание рассады; уход за цветами, сбор семян, подготовка луковичных растений на зиму.
Наблюдения «Сравнение цветов по внешнему виду, способом ухода, размножения», «Связь с насекомыми», «Сенсорное развитие во время прогулок в цветнике».
Беседы «Роль человека в жизни цветов: уход, помощь, любование», «Взаимосвязь цветов с окружающей средой». «Целебные свойства».
Экскурсии на цветник
Лесная лаборатария «У водоема»
Труд: высадка растений у водоёма, уход за растениями, чистка водоёма, сбор мусора у водоёма. Сбор семян, подготовка растений к зиме. Подготовка водоёма к зиме.
Наблюдения «За растениями у водоёма», «За насекомыми и личинками»- рассматривание через лупу», «Связь растений с насекомыми», «За птицами, прилетающие к водоёму».
Беседы «Роль водоёмов для окружающей среды», «Целебные свойства растений у водоёма», «Для чего нужны искусственные водоёмы», «Что было б если не было воды». «Правило поведения у водоёма».
Игры «Поймай рыбку», «Тонет - не тонет», «Достань шарик», «Плывёт кораблик».
Исследование «Нагревание песка, камешков у водоёма при солнечных лучах», «Нагревание воды у водоёма при солнечных лучах».
Экскурсии и прогулки к водоёму, по экологической тропе на участке детского сада.
Зарисовка наблюдений: схемы, мнетаблицы, условные обозначения.
Родители
1. Индивидуальные консультации, обучающие семинары по запросам родителей о методах и приемах развития творческих способностей детей, навыков партнерского взаимодействия при осуществлении проектной деятельности.
2. Буклет по уходу за растениями и овощными культурами.
3. Поддержка активного участия родителей в оказании помощи детям и
совместном участии.
4. Тематическое родительское собрание «Познаю природу родного края»
5. Трудовой десант Веселый огород».
6. Изготовление книжек-самоделок: «Животные средней полосы России», «Разнообразие мира насекомых», и др.
7. Анкетирование «Семейное воспитание – воспитываем бережное отношение к природе.
4этап – обобщающий
Задача: Обобщение результатов работы. Сформирование знания детей о значимости природы в окружающем нас мире. Организация совместной мини-выставки «Осенний сундучок», демонстрация участниками результатов совместной деятельности, обмен советов, высказываний, оценка своих достижений, успехов. Проведения развлечения «У лесной опушке».
Дети
1. Творческие работы детей
2. Обработка и оформление материалов проекта.
3. Буклет по уходу за растениями, овощными культурами
4. Создание мини – выставки «Осенний сундучок»
5. Проведения развлечения «У лесной опушке».
Родители
1. Участие в организации
2. Буклет по уходу за растениями, овощными культурами
3. Создание мини – выставки «Осенний сундучок»
4. Анкетирование родителей по теме проекта.