Светлана Глущенко
Проектная деятельность в работе логопеда «Дружно мы играем, звуки закрепляем»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Дружно мы играем, звуки закрепляем».
Тип проекта :
- информационный;
- речевой;
- исследовательский;
- познавательный;
- долгосрочный.
Адресация проекта : проект предназначен для использования учителям – логопедам, педагогам работающим с детьми с нарушениями речи с ЗПР и их родителям.
Участники проекта :
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- воспитатели группы: Попелюх Ирина Павловна;
Темочки:
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- дети старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик»;
-родители воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик».
Сроки реализации проекта : 1 ноября 2023 года – 20 мая 2024 года.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Цель проекта : поиск различных приемов и методов закрепления и автоматизации поставленных звуков у детей имеющих речевые нарушения с ЗПР и взаимодействие в работе со всеми участниками коррекционного процесса.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Для детей:
повышать у детей интерес к логопедическим занятиям;
развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки правильного звукопроизношения, обогащать словарный запас;
развивать у детей внимание, память, мышление, зрительное восприятие, формировать у детей самоконтроль за правильным звукопроизношением;
развивать коммуникативные способности детей.
Для педагогов:
повышать педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития фонематического восприятия и игровых методов закрепления навыков правильного звукопроизношения у детей старшего возраста с ЗПР;
создать в группе развивающую среду необходимую для реализации данного проекта.
Для родителей:
вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных игровых приемов, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей с ЗПР;
укреплять сотрудничество педагогов ДОУ и семьи воспитанника.
Актуальность проекта :
Одной из основных целей коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу. Работая с детьми с ЗПР, можно отметить ряд трудностей при формировании правильного звукопроизношения – более длительный процесс автоматизации звуков
и отсутствие мотивации у детей, так как автоматизация звука требует многократного повторения слов, однообразие средств, предъявляемых ребёнку, а это утомляет детей, не «стимулирует» к самостоятельному употреблению слов.
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника, и в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры преодолевается застенчивость, скованность которые свойственны детям с ЗПР. Во время игры у этих детей развивается инициативность. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные
и воспитательные задачи, обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт высокие результаты. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. Часто малоинтересные логопедические упражнения, проведенные в игровой форме, становятся для ребенка увлекательным занятием. Несмотря на то, что игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день отмечено, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают
при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют
для взаимодействия использование речи. Игры о коррекции звукопроизношения позволяют сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т. д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. Слова «надо», «обязательно», «ты должен», «давай заниматься» обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Заменив их «давай поиграем», мы повышаем интерес у ребенка к любому виду деятельности. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Это позволяет решить сразу несколько задач: пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Для работы по автоматизации звуков в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Именно поэтому, мы решили модернизировать уже имеющиеся пособия и разработать новые игры для автоматизации поставленных звуков, использование которых в работе с детьми с ЗПР позволит решить сразу несколько задач:
• подобрать наиболее эффективные игровые упражнения для осуществления коррекционной работы;
• адаптировать и модернизировать имеющиеся средства обучения;
• ввести в работу воспитанников с ЗПР игровые упражнения.
Данный проект позволит улучшить условия необходимые для успешной автоматизации звуков :
• насыщенная предметно – развивающая среда;
• многократное повторение одного и того же материала в разных вариантах;
• произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;
• постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений;
• игровая ситуация в течение всего занятия;
• соревновательный момент.
Одним из условий успешной коррекционной работы в сфере речевого развития детей, является обеспечение поддержки родителей и вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Поэтому значимым направлением работы по коррекции звукопроизношения у детей является тесное сотрудничество с семьей воспитанников, имеющих речевую патологию, т. е взаимодействие учителя -логопеда и родителей.
Только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Данный проект позволит :
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
• повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
• формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
• помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
• обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• совместная деятельность детей и учителя-логопеда;
• совместная деятельность воспитателя и детей;
• совместная деятельность детей и учителя-дефектолога;
• самостоятельная деятельность детей;
• совместная деятельность родителей и детей.
Обеспечение проекта :
• материалы для продуктивной и игровой деятельности по данной теме;
• создание и пополнение развивающей среды играми, пособиями для закрепления навыков правильного звукопроизношения,
• создание информационных буклетов, памяток для родителей;
• методическая литература по данной теме;
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• сформированное произнесение автоматизированных звуков у детей;
• развитие фонематического восприятия, внимания, памяти и мышления;
• повышение интереса у детей к логопедическим занятиям;
• повышение самоконтроля у детей за правильным звукопроизношением;
• повышение компетентности педагогов в работе с детьми по развитию фонематического восприятия и по автоматизации поставленных звуков, с использованием разнообразных методических пособий;
• повышение компетентности родителей в вопросах закрепления поставленных звуков на занятиях с учителем-логопедом в домашних условиях;
• создание буклетов, наглядно-дидактических пособий, настольных игр по автоматизации и закреплению звуков.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
2 этап – Подготовительный (организационный).
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Содержание первого этапа:
• раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей;
• анализ уровня педагогической компетентности родителей и педагогов по данной теме;
• подбор пособий и методической литературы по данной теме.
2 этап – Основной (практический).
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Содержание второго этапа:
• проведение целенаправленной работы с детьми по развитию фонематического восприятия, закреплению навыка правильного звукопроизношения, с использованием разнообразных игровых пособий, материалов;
• организация выставок методических пособий для родителей по данной теме;
• консультативная работа учителем-логопедом с педагогами и с родителями (по необходимости);
• создание пособий по развитию фонематического восприятия и закреплению навыков правильного звукопроизношения педагогами и родителями;
• создание буклетов, памяток, рекомендаций для родителей по данной теме.
3 этап – Заключительный (итоговый).
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Содержание третьего этапа:
• анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах по развитию фонематического восприятия у детей и закреплению навыков правильного звукопроизношения дома в игровой форме;
• анализ эффективности проделанной работы со стороны родителей и со стороны педагогов.
• творческий отчет о проекте на педсовете ДОУ и РМО учителей-логопедов.