Екатерина Горшкова
Проектная деятельность в практике работы логопеда: развитие словарного запаса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне, кассете или ДВД. Огромный информационный поток омывает пытливые головки детей: одни с этим справляются, у других этот непомерный груз тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.
Публикация «Проектная деятельность в практике работы логопеда: развитие словарного запаса дошкольников» размещена в разделах
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8 – 9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для развития речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую ответственную задачу возложила на педагогов – дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.
Именно в дошкольном детстве необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать языковое чутье, научить связно и последовательно излагать мысли и выражать различное эмоциональные состояния.
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями во многом зависит от качества овладения лексической системой языка. Проблема изучения особенностей усвоения лексики у детей с речевыми расстройствами представляется очень важной, поскольку несформированность лексической стороны речи является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. Данные нарушения проявляются в количественной и качественной обедненности словарного запаса, неточном или неправильном употреблении слов, несформированности семантических полей.
Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действиями, обогащается, активизируется и совершенствуется его словарь.
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. Ребенок познает мир в ходе практической деятельности с ним, выполняя познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.
Таким образом, ребенку необходимо обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, его личности в целом.