Ирина Ступченко
Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями)
Педагог называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети - слова, относящиеся к данному роду, с определённым значением.
Педагог: сладости
Дети: конфеты, печенье, мармелад, зефир и т. д.
Педагог: деревья
Дети: берёза, тополь, дуб, ясень, клён.
И наоборот
Педагог: карась, сом, щука, сазан, карп, толстолобик.
Дети: рыбы.
Публикация «Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
2. "Дикие и домашние животные" (закрепление знаний о диких и домашних животных).
Закончить предложения названиями детёнышей.
У ёжика родились.
У лисицы.
У волчицы.
У козы.
У белки.
У утки.
У курицы.
У зайчихи.
У крольчихи.
3. "Какие бывают растения" (активизируем в речи названия деревьев, кустарников, трав)
Деревья: осина, ольха, ива, дуб, сосна, липа, берёза, ель, вяз.
Кустарники: сирень, жасмин, шиповник, смородина, акация
Травы: лопух, подорожник, ромашка, пастушья сумка, полынь, мята, лебеда.
Прочитать быстро названия каждой группы растений и предложить ребятам повторить.
4. "Фантазёры" (учим коллективно сочинять рассказ)
Педагог предлагает тему, дети должны коллективно придумать интересный рассказ на заданную тему. По очереди ребята называют предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получится интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями являются знакомые сказочные персонажи.
5. "Из какой сказки?" (вспомнить и назвать сказку помогут сказочные герои и предметы)
- Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз ("Морозко")
- Щука, царевна, царь, печка ("По щучьему велению")
- Фея, принц, мачеха, злые сёстры, отец ("Золушка")
- Падчерица, мачеха, подснежники, колечко, братья ("12 месяцев")
- Царь, три сына, стрела, болото, лягушка ("Царевна-лягушка")
6. "Начерти в воздухе" (развитие зрительнойгои пространственного представления букв)
Начертить в воздухе карандашом буквы, а ребята должны отгадать, что педагог пишет.
Можно поиграть по-другому. Водящий закрывает глаза и протягивает ладонь. Играющие поочерёдно пальцем пишут буквы на ладони водящего. Тот, чью букву отгадали, будет водить.
7. "Сосчитай" (развитие навыков счёта)
- На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене, с пряжками - сыну, с застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
(Сколько пар сапожек купил ёжик)
- Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу,
Ох!
(Сколько овощей принесла домой хозяйка)
- В снег упал Серёжка, а за ним Алёшка,
А за ним Иринка, а за ней Маринка.
А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?
8. "Наоборот" (обогащаем словарный запас ребёнка антонимами)
Педагог называет слова, а дети подбирают слова с противоположным значением.
Сладкий - солёный, добрый - злой, радостный - грустный, лёгкий - тяжёлый, больной - здоровый, большой - маленький
Вперёд - назад, справа - слева, вверх - вниз, сверху - снизу.
Мама - папа, брат - сестра, девочка - мальчик, бабушка - дедушка, тётя - дядя, кошка - собака, друг - враг