Наталья Залётова
Проектная деятельность в подготовительной группе «Путешествие в страну Школяндия»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
Дети, родители, педагоги подготовительной группы №8, педагог-психолог.
Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Паспорт проекта.
Тип проекта :
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Путешествие в страну Школяндия“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
По доминирующей в проекте деятельности : творческий, практико-ориентированный, игровой, обучающий.
По числу участников проекта : групповой
По времени проведения: долгосрочный
Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 г. - май 2016 г.
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических и грамматических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и логического мышления у детей. Повысить мотивацию успешного обучения в школе
Задачи - ответственные Воспитатели:
1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
a. Обогащать новыми представлениями и понятиями;
b. закреплять знания;
c. активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
2. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
3. формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);овладение элементами грамоты;
4. Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе
5. Развивать у детей общие умственные, математические, речевые и грамматические способности.
6. Повысить уровень готовности детей к обучению в школе.
Задачи - ответственная педагог - психолог:
1. Развитие произвольности поведения.
2. Повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Повышение мотивации успешного обучения в школе :
1. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
2. Развитие и коррекция познавательной сферы психики.
3. Обучение детей приемам саморасслабления и саморегуляции.
4. Формирование положительного эмоционального отношения к школе.
При реализации данного проекта важно целенаправленно способствовать:
• поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
• совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
• становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
• доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Актуальность проекта : Почему же многим детям так трудно дается математика и грамматика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и бкувами, научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем ". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Путешествие в страну Школяндия" по овладению детьми - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Математические представления:
Формирование представлений о числе, цифре, количестве, соседях числа, составе числа, счете в пределах 20 и умения решать задачи ;
Развитие представлений о величине и форме;
Развитие пространственной ориентировки.
Грамматические представления:
• Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
• Закрепить знания о буквах, научить соотносить звук с буквой; выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
• Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
• Развивать навыки слогового и слитного чтения.
• Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повышение мотивации успешного обучения в школе - по плану психолога
Практическая значимость проекта определена в трё х аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал по развитию математических и грамматических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
• Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности по ФГОС, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников
• Разработка и использование в работе игровых ИКТ заданий;
• Насыщение предметно-познавательной среды группы : создание математического уголка "Цифроград" и обогащение уголка познания "Я будущий школьник";
Для детей: Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания с целью решения практических, проблемных задач, поставленных педагогом.
- Дети научатся составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =); успешно решать логические задачи; соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Дети овладеют всеми средствами звукового анализа слов, научатся определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
-У детей будет развита быстрота мышления; проявится интерес к экспериментированию. Способность наметить последовательные шаги развития ситуации, пути достижения цели, вариация подбора средств для решения поставленной задачи;
Для родителей: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА : разработка наглядно-дидактических обучающих пособий по математики и грамматики, ИКТ игр и заданий.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.
В результате проведения проектной деятельности :
1. развилась детская познавательная инициатива
2. была сформирована личностная готовность детей к школе - в результате взаимодействия воспитателей, детей и учителя начальных классов в рамках приемственности ДОУ и школы (60% детей - 14 человек идут в один класс к учителю, с которым взаимодействовало ДОУ)
3. была сформирована интеллектуальная готовность к школе - значительно повысились знания детей в ОО "Познание" и "Речевое развитие" (ОО "Познание" начало года - навыки в стадии формирования 100% конец года - навыки сформированы у 90% детей, в стадии формирования у 10% детей. ОО "Речевое развитие"начало года - навыки в стадии формирования 100% конец года навыки сформированы у 90% детей, в стадии формирования у 10% детей.)
4. была повышена мотивационная готовность. В начале учебного года: высокий уровень – 25%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 15%; в конце учебного года: высокий уровень – 36%, средний уровень – 64%, детей с низким уровнем нет.
5. была повышена психологическая готовность детей к школе. В начале учебного года: высокий уровень – 25%, средний уровень – 70%, низкий уровень – 5%; в конце учебного года: высокий уровень – 41%, средний уровень – 59%, детей с низким уровнем нет.
6. была значительно повышена "педагогическая грамотность" у родителей дошкольников.
Список литературы:
1. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
2. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
3. Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
Источники информации: dеtskiy-sаd. com, nspоrtal. ru, maam.ru, dоshkоlniк. ru
План реализации проекта
Подготовительный этап
1 Определение целей и задач проектной деятельности, подбор метод. литературы
2 Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала, ИКТ-материалов
3 Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
Основной этап, реализуемые мероприятия.
НОД по ФЭМП в соответствии с программой
ОД
Логические задачи математического содержания в стихах по теме: "Количество и счет"
Игры и задания с логическими блоками.
Веселый счет - дошкольникам. Развивающие занятия с дошкольниками - веселый счет.
Презентация - игры ИКТ: «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи» и др.
Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей.
Математические развлечения: «Приключение с Буратино», «Путешествие в Цифроград»
Математические эстафеты, КВН «Мы с математикой друзья»
Тематический досуг с участием школьников "Чему учат в Школе"
Проведение НОД по обучению грамоте в соответствии с программой
Проведение логопятиминуток.
Развлечение «Встаньте звуки в ряд», «Поможем Незнайке».
Дидактические игры: «Что общего и чем отличаются» «Подбери по форме» «Какой фигуры не хватает?» «Что изменилось» «Продолжи закономерность» «Найди одинаковые игрушки»
«Четвертый лишний» «Лабиринты» «Дорисуй» «Чем отличаются клоуны» «Поменяй признак»
«Продолжи закономерность» «Догадайся, как надо раскрасить» «Разбей фигуры по признаку» «Логические цепочки» «Какой домик лишний и почему» «Назови соседей».
«Что сначала, что потом» «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Божья коровка – состав числа» «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото», «Геометрические дорожки», «Подбери рукавички»,
«Поймай рыбку» «Соедини точки по образцу» и др.
Подвижные игры с движением, математические логоритмики, пальчиковые игры математического содержания
Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» «В гости к цифрам»
Дидактические игры: «Путешествие по Буквину», «Какие буквы спрятались», «Буква или звук», «Одень звуку колпачок – звонкие, глухие согласные», «Засели домики согласных звуков: парных, всегда твердых, всегда мягких" "Засели домик гласных звуков», «Где спряталась буква», «Где какой звук – мягкие, твердые согласные», «Раздели на слоги», «Найди звук в слове», «Исправь ошибку», «Придумай слово», "Ребусы"
Чтение худ. литературы "Стихи про школу" А. Барто "Стихи и рассказы про школу и школьную жизнь" С. Михалков "Веселые стихи про школу и не только" С. Маршак "Скоро в школу" стихи и рассказы "Аля, кляксич и буква А" И. Токмакова "Азбучные сказки" Козина "Путешествие в Цифроград" математические сказки Шорыгина
Консультации для родителей: «Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста». «Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста». «Учите, играя»
«Как правильно учить читать» «Какие бывают звуки».
Оформление папок-передвижек Памятка «Готовим ребенка к школе» Тестирование родителей: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»
Заключительный этап
1 Итоговое занятие «Путешествие в страну Школяндия» в рамках приемственности ДОУ и школы с привлечением родителей
2 Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта.
3 Подготовка отчета о проделанной работе, создание проекта.