Елена Новикова
Проектная деятельность «Куклы из прошлого» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Тот, кто в куклы не играл,
тот и детства не видал»
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Публикация «Проектная деятельность „Куклы из прошлого“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Актуальность проекта.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Немало важным в данной работе является процесс самостоятельного взаимодействия ребенка с окружающим миром, приобретение им личного опыта, который наиболее ценен для развития.
Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа.
Задача педагога разнообразить форму занятий, их вариативность способствующих лучшему освоению излагаемого в них познавательного материала.
Основным методом является творческая работа, в ходе которой дети с помощью взрослого изучают историю тряпичной куклы, подбирают необходимый материал, учатся её изготавливать и представляют их в виде мини - музея.
Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Цель: Пробудить у детей интерес к миру народной тряпичной куклы.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представления детей о разнообразии и назначении тряпичной народной куклы.
Познакомить с технологией изготовления тряпичных народных кукол и научить изготавливать их своими руками.
Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
Развивать мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.
Обогащать словарь детей. Учить высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.
Проблемные вопросы:
1. История возникновения тряпичной куклы
2. Виды тряпичных кукол
Гипотеза: Тряпичная кукла – это не просто игрушка. Если дети будут знать, какой же была народная тряпичная кукла, как ею играли, и что она значила, у них сформируется естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Вид проекта : познавательно - творческий
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный, три месяца
Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, мы решили, отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол вместе с детьми и родителями, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
Мы поставили цель, определили задачи и составили план работы.
Сначала мы провели анкетирование для родителей на тему: «Что вы знаете об истории тряпичной куклы»
Для этого мы составили вопросы и задали их родителям детей, посещающих подготовительную группу :
1. С какими игрушками Вы часто играли в детстве?
2. Самая любимая игрушка?
3. Что Вы знаете о тряпичных куклах?
Результаты опроса показали: из 22 опрошенных родителей детей подготовительной группы, о тряпичной кукле знают всего 3% родителей.
Для того чтобы родители были более осведомлены по данному вопросу, для них мы организовали мастер – класс, где познакомили с историей возникновения народной куклы, её видами, технологией изготовления.
Чтобы заинтересовать детей, мы провели предварительную работу: это беседы
на тему : «Моя любимая игрушка», «Любимые игрушки наших мам», рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки», презентация «Народная кукла».
В библиотеке нам рассказали об истории возникновения народной куклы :
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Во - первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
По своему назначению куклы делятся на три большие группы : куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. И предназначались для оберега детей, жилья, здоровья семьи, благополучия в доме. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления оберегов заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. В кукольных забавах проигрывалась почти все деревенская жизнь. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробку с куклами. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Обрядовые куклы : Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Например: Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку, или Крупеничка.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору.
Из –за малого количества информации о народной кукле, мы решили использовать интернет, в чём помогли нам родители, а также прабабушки наших воспитанников.
«Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда».
«Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.»
Способов изготовления тряпичных кукол весьма разнообразны, поэтому мы объявили конкурс среди родителей «Тряпичная кукла».
В свободной творческой деятельности мы с детьми лепили кукол, рисовали понравившихся тряпичных кукол, а также раскрашивали раскраски.
Мы много узнали о тряпичной кукле, но для того чтобы ответить на вопрос: «Как сделать тряпичную куклу?» - мы попросили маму Лизы Ворониной – Ольгу Владимировну, провести для детей мастер класс по изготовлению куклы «Капустницы».
«Мы создали волшебную реальность.
Но этот мир живой, в нём есть душа.
У каждой куклы индивидуальность,
И каждая отдельно хороша.»
Наша гипотеза подтвердилась: родители вместе с детьми увлеклись историей и созданием тряпичных кукол. Дети стали приносить в группу тряпичные куклы и играть с ними, многие из кукол дети сделали самостоятельно. Значит, работа, проделанная нами, нашла отклик в сердцах не только наших воспитанников, но и в их родителях. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души.