Роман Кузичев
Проектная деятельность в ДШИ им. А. И. Плотнова
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов дополнительного образования создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и формирование умения применения знаний и умений на практике. Какой метод обучения разрешит эту проблему?
Публикация «Проектная деятельность в ДШИ им, А, И, Плотнова» размещена в разделах
Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата» :
Проблема - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. К примеру, если мы взяли темой роспись потолка, то задачей будет найти необходимые изобразительные средства для ее воплощения, композиции, цвета, передачи ритма. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка.
Проектирование - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности
Поиск информации – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.
Продукт (творческая работа) - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел. В нашем случае продуктом может быть настенная роспись, картины, предметы прикладного искусства.
Презентация - представление дипломной работы, хода работы. По существу это «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.
Портфолио – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, рисунки и эскизы.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учеником, комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся созданием продукта деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.
Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.
Рассмотрим систему «учебных проектов», к которым относятся в частности и дипломные проекты в нашей школе, где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры.
Структура дипломного проекта
Первый этап - стартовый подразумевает создание графического и живописного эскизов;
Второй этап - практическая реализация задуманного в материале и определенном формате;
Третий этап - защита дипломного проекта перед комиссией, представления хода работы, выводов из проделанной работы.
В процессе выполнения дипломной работы учащиеся самостоятельно работают с информацией, используют исследовательский метод, поисковый и др. Педагог выступает в роли консультанта. Советуемся по выбору темы и среды, в которой ученик будет делать свой проект.
Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда.
Дипломные проекты могут быть выполнены коллективно или индивидуально. В процессе коллективной работы у детей формируются навыки сотрудничества, координации действий для достижения лучшего результата. В процессе индивидуальной работы над дипломным проектом учащийся учится самостоятельно анализировать на каждом этапе результаты деятельности, корректировать, находить правильные решения композиции, выбирать подходящую изобразительную технику.
В данной презентации приведены примеры дипломных проектов разных лет в ДШИ имени А. И. Плотнова. Руководителем дипломных проектов – Кузичев Р. Б.
Эскизы росписи стены в здании по ул. Энгельса. Автор Гвоздева Жанна. Тема: «Художник и модель». Автор Логинова Ольга. Тема: «Синематограф». Бум. акв. В материале работа не была осуществлена. Это первый опыт дипломного проекта в ДШИ.
Эскизы росписи стены в здании по ул. Энгельса. Коллективная работа. Кувшинкин Сергей, Фалеева Елена, Талыкова Татьяна. Тема: «Запад-Восток». Эмаль. Работа выполнена,но не сохранилась. Стена вместе с росписью уничтожена во время реконструкции здания (ДШИ было отведено другое здание в городе).
Эскизы триптиха «Андрей Плотнов» ,бум. ,акварель. Автор Александрова Елена. Работа выполнена на холсте маслом и посвящена замечательному художнику и общественному деятелю Андрею Ивановичу Плотнову.
Эскизы настенной росписи на театральную тему. Автор Солдатова Екатерина. Акрил. Роспись была осуществлена и является украшением хореографического зала ДШИ. Размер росписи 3мх6м. Это пока самый грандиозный проект в ДШИ.
Резьба по дереву. «Двуглавый орел» автор Булавкин Володя. Тема дипломной работы имела продолжение. Через год юный резчик выполнил герб Липецкой области и герб г. Данкова и занял 1 место с тремя гербами на Всероссийской научно-исследовательской конференции «Интеграция» в пос. Непецино Московской обл.,
полка «Лекарь» дерево, лак - Тарасов Максим,
Складень «На зорьке не встал, рыбалку потерял» дерево, лак - Тарасов Алексей.
Эскизы мозаичного панно,выполненного из кафельной плитки «Атрибуты искусств». Авторы Клюка Даниил и Кожемякин Руслан. Презентация работы была показана на Дне педагога искусства в 2013 г. и имела успех. Панно осуществлено и украшает мастерскую «Живописи»
Шахматы из бетона. Автор Герасимова Анна. К сожалению, красивые шахматные фигуры, которые украшали школьную клумбу не уцелели.
«Картограф» - автор Анохин Егор. Бум. акв. роллер. Работа была показана на Всероссийской научно-исследовательской конференции «Интеграция» в пос. Непецино Московской обл. в 2018г. и заняла 1 место вместе с исследованием по истории и культуре Данковского края.
Декоративное панно «Павлин» и «Рыбки»- автор Винокурова Маргарита. Оргстекло, витражные краски. Работа украшает узкий коридор на 2-ом этаже школы искусств