Алина Базылбекова
Проектная деятельность в ДОУ как средство развития самостоятельности и инициативности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются преимущества развития проектной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Автор раскрывает эффективные методы работы воспитателя, дающие возможность развить самостоятельную и творческую личность ребёнка.
Ключевые слова: дошкольник, проектная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, самостоятельность, инициативность.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ как средство развития самостоятельности и инициативности дошкольников» размещена в разделах
Современные дети также как и множество веков назад приобретают свои знания через собственную деятельность. Воспитатель на сегодняшний день просто обязан обладать знаниями и умениями не только в своей области, но также разбираться в музыке, искусстве, живописи, современных технологиях для того, чтобы успешно передать их детям. Ведь нынешние дошкольники – самые строгие критики. К примеру, даже не успев изучить алфавит, они с лёгкостью могут найти интересующую их информацию через голосовые поисковые системы. Трёхлетний ребёнок имеет представление обо всех марках автомобилей, породах динозавров, акул и т. д. Их память и пытливость просто поражают и восхищают!
Технология проектирования позволяет развить творческие способности, раскрыть таланты и потенциал дошкольника. При этом в процессе создания проекта могут принимать участие не только дети и воспитатели, но также и родители. Основной целью проектирования является - воспитание самостоятельной, инициативной, интеллектуальной и творческой личности. Участвуя в проекте, ребёнок может полностью реализовать свои индивидуальные способности и интересы, почувствовать поддержку и понимание со стороны воспитателей и родителей, развить коммуникативные навыки, умения адаптироваться к различным обстоятельствам.
Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Эффективность применения технологии зависит от среды, в которой будет осуществляться проект, особенностей субъектов проекта, функциональных
связей между компонентами проекта, условий для эффективного использования проекта и ожидаемых результатов [2, с. 208].
В условиях детского сада можно подготовить проект в виде интеллектуальной приключенческой игры, в которой каждый ребёнок с родителем будет выполнять свои задания к игре. Например, по типу настольной игры, но в большом масштабе - «Люди против динозавров». В комплект игры будут входить: игровое поле, игральные фишки, игральный кубик с точками от 1 до 6. На поле будет обозначен старт и финиш, каждый игрок должен будет подкидывать кубик и по количеству выпавших точек производить шаги на поле и выполнять задания, которые будут выпадать на участках. Задания могут быть интеллектуальные, творческие, на скорость и т. д.
Хотелось выделить также проект «Детская лаборатория». Основной отличительной особенностью рефлексивно-оценочного этапа этого проекта является подведение итогов не только относительно достижения основной цели работы (разрешение проблемы, нахождение ответа на поставленный вопрос и т. д., но и анализ хода познавательно - исследовательской деятельности на основе экспериментирования [1, с. 144].
Существует огромное количество проектов и каждый из них уникален и важен. Интеллектуальный - поможет развить логику, внимание, память. Театрализованный - развивает творческие способности. Каждый проект помогает подготовиться к школьной жизни и социализироваться. Дети, участвующие в такого рода проектах будут легче адаптироваться, проявлять свои таланты в играх КВН, на концертах, соревнованиях, они будут более стрессоустойчивыми и как следствие – здоровыми и жизнерадостными.
Список литературы:
1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. Методическое пособие. — М. : Цветной мир, 2013. – 144 с.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 208 с.