Дарья Чеботарева
Проектная деятельность с применением ИКТ и включением опытно-экспериментальной деятельности «Вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с применением ИКТ и включением опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Направленность: практико-ориентированный с использованием ИКТ -технологий.
Вид проекта : краткосрочный, 2 недели
Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Сформировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса.
Задачи:
Публикация «Проектная деятельность с применением ИКТ и включением опытно-экспериментальной деятельности „Вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель, о её разных состояниях.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
3. Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.
4. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
5. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.
5. Активизировать словарь детей.
Актуальность проекта :
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное, которое так легко спугнуть. Но ты даешь нам бесконечно простое счастье».
Антуан де Сент-Экзюпери.
В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.
Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Волшебница Вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :
беседы с детьми о воде,
чтение художественной литературы,
рассматривание иллюстраций,
творческая мастерская,
заучивание стихотворений о воде,
отгадывание загадок,
постановка и решение вопросов проблемного характера,
наблюдения,
опыты,
дидактические игры, подвижные игры
игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
моделирование: создание моделей об изменениях в неживой природе, применением метода моделирования в изучении агрегатных состояниях воды.
постановка и решение вопросов проблемного характера.
ООД
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Презентация плакатов на тему «Для чего нужна вода и ее охрана».
ООД «Волшебница Вода»
Продукты проекта :
Брошюра для родителей «Эксперимент в детском саду».
Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»
Предполагаемый результат:
Для детей
Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Для педагогов
Повышение педагогического мастерства
Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
Для родителей
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта :
I этап – подготовительный
анализ условий для реализации проектной деятельности
подбор материала для детей и родителей по теме проекта.
II этап - основной
выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта.
презентация на педсовете ДОУ.
План этапов реализации проекта
Этапы проекта Содержание деятельности
Подготовительный
(проблема, планирование, прогнозирование результатов. Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: Для чего нужна вода? Непонимание ребёнком ценности воды.
Работа с родителями:
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
Размещение справочной информации по теме бесед, опытов с водой.
Распределение между родителями тем рисунков при оформлении выставки «Для чего нужна вода?»
Буклет на тему: «Опыты, которые можно провести с ребенком дома».
Подбор художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.
Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.
Создание условий для проведения проекта.
Основной
(практический)
Образовательная область «Социально-
коммуникативное развитие» :
Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория».
Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде?
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседы с использованием презентаций: «Вода источник жизни», «Вода на Земле», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе».
Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?
Исследовательская деятельность :
Метод моделирования ТРИЗ "Маленькие человечки живущие вокруг нас" «Свойства воды», Опыты «Очищение воды (фильтрование)».
Просморт фильма ВВС «Великая тайна воды» мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Травел»)
Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».
Образовательная область «Речевое развитие» :
Чтение художественной литературы по теме проекта.
Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие» :
Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря.
Лепка «Молекула воды»,
Рисование плакатов «Берегите воду».
Образовательная область «Физическое развитие» :
Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера».
Заключительный
(презентация продуктов проекта и рефлексия) Презентация плакатов тему «Для чего нужна вода и ее охрана» и его представление для детей других групп
Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»
ООД "Волшебница Вода"
Презентация проектной деятельности на педсовете ДОУ
Формы взаимодействия с родителями
Консультации для родителей по привлечению детей к подготовке изготовлению плакатов дома;
Рекомендации по закреплению с детьми дома правил бережного отношения к воде
Привлечение родителей к обогащению центра природы в группе.
Брошюра для родителей «Эксперимент в детском саду».
Аналитическая справка
В результате проектной деятельности, была проведена повторная беседа на тему «Зачем нужна вода», которая показала, что уровень знаний детей по данной тематике значительно вырос. В результате проделанной нами работы дети осознали неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь они знают, что вода встречается в трех состояниях, и для каких целей идет ее использование.
Дети на практике усвоили способы бережного отношения к воде. Узнали, что голубым светом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Мы понимаем, что сформированные исследовательские действия – маленькая капелька в море жизненного опыта, которое формирует личность. У детей развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится рационально использовать пресную воду. Наша вода самая удивительная, самая лучшая и является настоящим кладом для человека, Земли! Воду надо беречь и не растрачивать её просто так. Все погибнет без пресной воды, поэтому в наших силах, просто, уходя из дома всегда закрывать краны.
С родителями воспитанников проведена просветительская работа в ходе реализации проектной деятельности, обогащена РППС группы.
Список литературы
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Дневник занимательных экспериментов для детей», Детство-Пресс, 2016.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва «Просвещение» 2005.
3. И. Л. Паршукова «Маленький исследователь в детском саду».
4. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2017.
5. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,СПб, Детство – Пресс, 2007.
6. Альтшуллер, Г. С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г. С. Альтшулер. – М. : Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997.
7. Интернет ресурсы