Элла Прокопенко
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мой безопасный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой безопасный мир»
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Разработали: Прокопенко Э. Г.
Цитата по теме:
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Мой безопасный мир“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль
Актуальность проблемы: Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Проблема:
На сегодняшний день мы все больше отмечаем то, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Данный проект позволяет вовлечь детей в самостоятельный поиск, учит прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающем его мире, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Тема проекта : «Мой безопасный мир»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Задачи:
- содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
- развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;
- стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
- формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
- обогащать речь дошкольников через интегрируемую деятельность детей
- воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.
-способствовать углублению детско–родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями.
Новизна проекта состоит :
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
В проект включены ОО, деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта в рамках перспективно-тематического планирования блок «Моя безопасность», темы: «Один дома», «Поведение на улице и в природе» (с 16.04 по 27.04.2018г)
Материал и техническое обеспечение:
- перспективно-тематическое планирование;
- картотека дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
- конспекты НОД, бесед;
- настольно-печатные игры, раскраски;
- иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций;
- подборка познавательной и художественной литературы;
- использование ИКТ (презентация Power Point, мультипликация)
Участники проекта :
1. Дети и родители старшей группы (5-6 лет).
2. Воспитатели: Э. Г. Прокопенко;
Вид проекта : Фронтальный, социальный, краткосрочный. (2 недели)
Тип проекта :познавательно-творческий, исследовательский
Методы: наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
1. беседы, наблюдения
2. рассматривание иллюстраций
3. дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры
4. загадки, художественное творчество
5. чтение, рассказывание по данной тематике
6. презентация, мультипликационные фильмы
8. наглядная информация для родителей;
19. конкурсы, олимпиады.
11. театрализованная деятельность
Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно -досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)
Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие:
Беседы:
«Сигналы опасности природы» : приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и …) Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности. Воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь. Способствовать речевому развитию детей. «Опасности на улице и во дворе» : Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома. Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому. Способствовать речевому развитию детей. «Один дома» : предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью. Способствовать речевому развитию детей. «Машинам дорога, пешеходам тротуар» : способствовать формированию основ безопасности жизнедеятельности, адекватного поведения в дорожных ситуациях, умений предвидеть и избегать их. Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Способствовать речевому развитию детей.
Дидактические игры:
«Играй, да смекай!» развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. «Когда грозит опасность, набери0.» :закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности. Способствовать речевому развитию детей. «Мы спасатели» : закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему. «Осторожность» : познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться. Способствовать речевому развитию детей.
Сюжетно-ролевые игры:
«Автобус» : Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора. Способствовать речевому развитию детей. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» : Закрепить с детьми знание правил и мер безопасного поведения на воде. Способствовать речевому развитию детей. «Путешествие по городу» : закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь, пополнять знания безопасного поведения на улице. Способствовать речевому развитию детей. «Мы пожарные» : формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры. Способствовать речевому развитию детей.
Подвижные игры:
«Автомобили на улицах города» : учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу. Развивать быстроту, ловкость. «Пожарные» : учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту. Способствовать речевому развитию детей. «Пешеходы» : учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, речь, творчество. «С кочки на кочку» : учить детей перебираться с одной стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость. Способствовать речевому развитию детей.
Наблюдения:
«Наблюдение за движением машин и работой водителя» : создать условия для расширения знаний детей об опасностях на дорогах. «Наблюдение за велосипедистом» :создать условия для расширения знаний детей о правилах езды на велосипеде. Способствовать речевому развитию детей. «Наблюдение за легковым автомобилем» :создать условия для расширения знаний детей об легковых автомобилях (значение, функции). Закреплять умение определять материал, из которого сделаны машины (металл, стекло) Способствовать речевому развитию детей. Наблюдение «Пешеход переходит улицу» : создать условия для закрепления знаний детей о правилах движения пешеходов, о видах пешеходных переходов. Способствовать речевому развитию детей.
Рассматривание:
Рассматривание иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах: закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. Способствовать речевому развитию детей. Иллюстрации «Опасные предметы» - уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Способствовать речевому развитию детей. Картинки «Правила безопасного перехода через дорогу, правила поведения на улице» :уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала. Способствовать речевому развитию детей. Картинки «Знакомься – бытовая техника» - закреплять правила техники безопасности при обращении с электроприборами. Способствовать речевому развитию детей.
Чтение художественной литературы
С. Михалков «Моя улица» и «Три чудесных цвета» : создать условия для развития слухового восприятия детей (внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы). Рассказ А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» : создать условия для закрепления правил поведения на улице на примере сказочных героев; умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. ; воспитывать умение у детей отвечать на вопросы согласно прочитанному. Развивать связную речь, память.
Просмотр мультипликационного фильма «Смешарики «Азбука безопасности» : создать условия для расширения и закрепления знаний детей о безопасном поведении по средствам просмотра мультфильма.
Загадки:
«Безопасные загадки» : развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Настольный театр «Кошкин дом» : содействовать формированию целостной картины мира, воспитывать детей способных испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. Развивать свободное общение со сверстниками. Способствовать соблюдать элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице и дома. Способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию умения быстро и чисто говорить. Развивать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Художественное творчество:
Творческая работа в уголке ИЗО с трафаретами, раскрасками, шаблонами на данную тематику: способствовать развитию творческих способностей детей; упражнять в приеме закрашивания, вырезания, обведения по контуру; знакомить с правилами безопасности.
«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по сказке «Лиса и заяц») :продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом). Рисование по замыслу :развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, сангиной, простым карандашом и др. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось. Аппликация «Вырежи и наклей светофор» :учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество. Лепка по замыслу: развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами.
ФЭМП:
«Улица города» :Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. «Бытовые приборы» : Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Показ презентации «Сказочная безопасность» : учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности; развивать способность делать выводы; закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах; воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.
Презентации схемы-модели «По дороге в детский сад» : формировать навыки безопасного поведения на дороге, через использование метода составления схемы - модели безопасных маршрутов; развивать творческие способности ребёнка.
Работа с родителями
«Безопасность в творчестве», совместная творческая деятельность родителей и детей в изготовлении схемы-модели «По дороге в детский сад» : привлечь родителей к активному участию в ходе реализации проекта; научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.
Памятка «Родителям об огне».
Консультации: «Ваш ребенок на улице»; https://www.maam.ru/maps/news/238336.html
«Родителям – о безопасности дорожного движения» https://11616.maam.ru/maps/news/238339.html
: повысить уровень знаний у родителей по вопросам безопасности детей.
Фото отчет «Моя безопаснось» https://11616.maam.ru/maps/news/239778.html
https://11616.maam.ru/maps/news/241468.html
Ожидаемые результаты (продукт проекта)
В ходе реализации и завершении данной проектной деятельности у детей на достаточном уровне сформировался интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой; проявилось умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни. Проявилась способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознанность важности и необходимости гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру. Дети с большим интересом принимают участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.
Список литературы:
- Рабочая программа по организации деятельности в старшей группе (5-6 лет)на период 2017 -2018 учебный год. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под общей редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Составители: Прокопенко Э. Г.
-Митрофанова Е. М. и др. Педагогический проект «Правила дорожные знать каждому положено»/ Управление дошкольным образовательным учреждением. -М. ,2009.-№2.-С. 52.
-Ладутько Л. К. Познаё т мир и себя:пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. К. Ладутько. -Минск: ИВЦ Мифина, 2002.-184с.
-Боровлёва А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования: Педагогический проект «Ребёнок в общении с людьми»// Управление дошкольным образовательным учреждением. -М., 2006.-№7.
-Методическая работа с кадрами по проблеме "Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения"(электронный ресурс)//https://festival.1september. ru :8080/articles/551397/