Екатерина Зеленская
Проектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ современной ситуации показывает, что дети дошкольного возраста, имеют мало знаний о выдающихся защитниках Отечества, о достижениях и величии исторического прошлого России, о событиях военной истории нашей страны. В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Важно донести до детей мысль, что спустя много-много лет люди чтят память погибших, помнят об исторических событиях, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. С помощью данного проекта ребята познакомятся с произведениями русских писателей, узнают как называлась одежда и доспехи богатырей, какое оружие у них было и многое другое.
Публикация «Проектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклора» размещена в разделах
Проектная деятельность, Древняя Русь, былинные богатыри, устное народное творчество, доспехи, защитники, полководцы, продуктивные виды деятельности, былины, беседа, богатырские потешки.
«Гордиться славою предков не только можно, но и должно».
А. С. Пушкин
Паспорт проекта
Тип проекта : информационный
Вид проекта : творческий
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель проекта :
- Приобщение детей к русской народной культуре средствами фольклора
Задачи:
- формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси ;
- формирование у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли русской ;
- ознакомление старших дошкольников с произведениями живописи русских художников : В. М. Васнецова, К. Н. Васильева;
- ознакомление детей старшего дошкольного возраста со старинными народными инструментами – гуслями, трещоткой, ксилофоном, треугольником, бубенцами, с историей их возникновения;
- ознакомление детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме;
- развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности.
Предполагаемые результаты проектной деятельности :
- Оформление выставки детских рисунков «Богатыри земли русской».
- Стенгазета «Слава защитникам Отечества».
- Детские рассказы о былинных богатырях.
- Совместные творческие работы.
- Выставки детских работ на темы: «Кони богатырские», «Змей Горыныч», «Шлемы богатыря», «Щиты богатыря».
- Занятие «Садко в подводном царстве»
План реализации проекта
Организационный.
Цель: пополнить предметно-развивающую среду групповой комнаты наглядными материалами по изучаемой теме.
На данном этапе мы в группе создали каталог литературы, включающей пословицы и поговорки о силе, смелости и отваге русских богатырей. А также подобрали русские былины, доступные детям старшего дошкольного возраста :
«Алеша Попович и Тугарин Змей»
«Как Илья поссорился с князем Владимиром»
«Садко»
«Про прекрасную Василису Микулишну»,
«Святогор - Богатырь»
Для того чтобы дети легче представляли события древней Руси, рассматривая картинки, иллюстрации, мы начали поисковую работу по подбору наглядного материала. С помощью родителей создали картотеку музыкальных произведений о Родной земле, о подвигах русских богатырей : «Былины русского народа», «Сказка о сказочнике», а также подготовили иллюстрации, картины, разнообразные репродукции, содержащие исторические факты и события из жизни древней Руси. Родители принимали активное участие в изготовлении атрибутов для богатырей.
Творческий.
Все мероприятия по проекту взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для чтобы и педагог, и ребенок сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Обязательное условие воспитания патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы мероприятия были связаны с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы необходимо превратить детей из зрителей в активных эмоциональных участников. Полученные знания мы закрепляли в продуктивных видах деятельности : с помощью природно-бросового и строительного материалов создавали богатырские заставы и укрепительные сооружения, рисовали и украшали богатырские доспехи, мастерили богатырей из картона на основе цилиндров с использованием бросового материала. Уделяли большое внимание игре как методу радостного ненапряженного познания, научения и развития.
Реализация проекта
Составление творческих рассказов :
«Если бы я был богатырём»
Рассматривание репродукции картин К. Васильева «Настасья Микулична»,
В. М. Васнецова «Богатыри», В. М. Васнецова «Витязь на распутье»,
И. Репин «Садко в подводном царстве».
Рисование: «Богатыри земли русской».
Разучивание песен :
«Ты моя Россия» Г. Струве
«Россия жива» муз. и сл.
Л. Николаевой
««На горе-то калина»,
«Посею лебеду на берегу»
Русские народные : Хороводная «Любим Армию свою» муз. Волкова, сл. Е. В. Красновой
Слушание :
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Н. А. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце
Вступление к опере Римского-Корсакова «Садко»
Чтение былин:
«Алеша Попович и Тугарин Змей»
«Как Илья поссорился с князем Владимиром»
«Про прекрасную Василису Микулишну»
«Святогор - Богатырь»
«Садко»
Беседы :
«Богатырские доспехи», «Оружие богатырей», «Обереги», «Наш дом – Россия», «Древние города России», «Постройки древней Руси». «Подвиги русских богатырей».
Познавательное занятие:
«Как наши предки защищали Русь от врагов»
«Былинные богатыри - славные защитники родной земли».
Заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках, богатырских потешек.
Подвижные игры:
«Поймай хвост» (ловишки с ленточками)
«Змейка» (с веревкой)
«Перетягивание каната»
«Петушиные бои»
«Защити крепость»
«Стрелок»
«Вытолкни из круга»
Игры-эстафеты по данной теме
Дидактические игры:
«Герои былин»,
«Богатыри»
«В гости к былинам»,
«Собери богатыря в дорогу»
«Почини картинку»,
«Богатыри земли русской»
Конструирование :
«Старинный город»
"Крепость"
Лепка :
«Змей Горыныч»
«Богатырский конь»
Игры-пазлы :
«Строим дом», «Три богатыря»
Ручной труд :
«Шлем богатыря»
«Щит богатыря»
«Кони богатырские»
«Богатырь»
Список литературы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-300с.
2. Антонова Г,А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.-336с.
3. Шпикалова Т. Я. Поровская Г. А. Учебно-методическое пособие. -М. :ВЛАДОС, 2000.-272с. : ил. -(воспитание и дополнительное образование детей)
4. Нищева Н. В Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.-304с.