Валентина Сорокина
Проектная деятельность по краеведению «Экскурсия по родному краю»
Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, местности, в которой проживают, надо его знать.
Проживая в поселке, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них.
Публикация «Проектная деятельность по краеведению „Экскурсия по родному краю“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Перспективной целью такого образования является формирование у дошкольника нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой родного края.
Основа одного из направлений состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе ребёнка любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре поселка.
Детский сад, являясь начальным звеном системы образования, призван формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, достопримечательностях нашего поселка, а также изучат растительный и животный мир родного края.
Цель: формирование у детей представления о малой Родине, уважения и любовь к своему поселку и природе родного края.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с поселком и природой родного края;
- вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут;
- создание условий для объединения родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать нравственно – эстетический вкус;
- Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
Воспитывающие:
- Вызывать интерес к поселку и природе родного края;
- Воспитание ответственности, дисциплины, коммуникативных способностей.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Срок реализации проекта : краткосрочные (6 месяцев).
Состав участников: воспитатели, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Материалы и оборудование:
- методические пособия;
- фотографии поселка Снегири;
- интерактивная доска, проектор;
- ноутбук.
Формы работы над проектом
- Беседы;
- НОД;
- художественно-творческая деятельность;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- презентации;
- наблюдения.
Предполагаемый результат:
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
- наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике родного поселка;
- проявление у участников проекта стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- проявление у участников проекта чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
- привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
План работы включает в себя 3 этапа:
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с детьми «Мой посёлок» на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т. д.
2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.
3. Постановка целей и задач работы.
4. Информирование родителей.
2 этап – практический.
1. Реализация содержания проекта.
2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.
3. Чтение произведений.
4. Целевые прогулки с родителями: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями, основными учреждениями.
5. Составление рассказов о поселке.
6. Экскурсии виртуальные (видео - экскурсия родителей на местах работы).
7. Рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций.
8. Знакомство с природой края: флорой и фауной.
9. Наблюдения за окружающей действительностью
2. этап – заключительный
1. Создание макета поселка Снегири;
2. Создание лепбука «Профессии ближнего окружения»;
3. Подведение итогов;
4. Создание макета природы родного края;
5. Оформление отчетной документации по проекту.
Перспективное планирование работы с воспитанниками
Неделя Тема Цель
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1 «Мой поселок Снегири» Познакомить детей с инфраструктурой поселка, познакомить с центральными улицами поселка.
2 «Детский сад» Продолжать знакомить детей с детским садом, как объектом ближайшего социального окружения, знакомить с профессиями работников детского сада.
3 «Школа» Дать краткую информацию об истории создания школы, познакомить с профессиями работников школы (директор, завуч, учитель, завхоз, повар, воспитывать уважение к труду.
4 «Поликлиника» Продолжать знакомить детей с объектами социального окружения, людьми, работающими в поселке, дать знания о профессиях работников медицины (глав-врач, врач, медицинская сестра, санитар).
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1 «Почта» Познакомить детей с почтовым отделением поселка, его адресом, его работниками, продолжать знакомить детей с профессиями (начальник почтового отделения, почтальон).
2 «Библиотека» Рассказать детям о библиотеке, находящейся на территории поселка, о труде библиотекаря, познакомить с профессиями работников библиотеки (заведующий библиотекой, методист, библиотекарь, воспитывать любовь к литературе.
3 «Дом культуры» Рассказать детям о доме культуры, его назначении и работниках (директор дома культуры, художественный руководитель, познакомить с кружками и секциями, функционирующими в ДК.
4 «Магазины» Познакомить детей с магазинами, находящимися на территории поселка, продолжать знакомить с профессией «продавец», дать знания о том, что магазины делятся на продуктовые, магазины по продаже бытовой химии, одежды, бытовой техники и т. п., а могут быть универсальными (супермаркет).
5 «Храм Серафима Саровского» Познакомить с историей храма, его внутренним убранством, его настоятелем.
Я
Н
В
А
Р
Ь
1 Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей Дать детям общее представление о музее и его территории, рассказать о том, почему построен музей, о подвиге воинов, сражавшихся на территории района во времена ВОВ.
2 «Танковый комплекс» Рассказать детям о танках, находящихся на территории музея, дать общие знания о военных машинах и их назначении.
3 «Памятник войнам – сибирякам» Рассказать детям о значении вечного огня, как знака вечной памяти и скорби о погибших во время войны, дать общее представление о том, почему установлен памятник сибирякам, о их подвиге во время обороны Москвы.
Итоговая работа «Макет поселка Снегири»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1 «Знакомство с родным краем : г. о. Истра» Формировать представления детей об Истринском районе, его географии.
2 «Реки и водоемы района» Рассказать детям о водных ресурсах района.
3 «Флора рек и водоемов» Дать представление о растительности водоемов.
4 «Фауна рек и водоемов» Дать представление о животном мире водоемов.
М
А
Р
Т
1 «Леса района» Формировать представления детей о лесных массивах района.
2 «Что растет в нашем лесу» Рассказать детям о многообразии растительного мира леса.
3 «Животный мир лесов» Рассказать детям о многообразии животного мира леса.
4 «Лесные птицы» Познакомить с лесными птицами.
5 «Поля» Формировать представления детей о полях района.
А
П
Р
Е
Л
Ь
1 «Что растет на нашем поле» Рассказать о том, что выращивают на полях.
2 «Фауна полей» Рассказать о животных, живущих на поле.
3 «Вспомним, что мы узнали о родном поселке и природе вокруг него» Создание макета природы родного края
4 «Экскурсия по родному краю» Формирование умения рассказывать о родном крае.
Итоговая работа «Макет природы родного края»
Работа с родителями воспитанников
Месяц Неделя Консультации
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1 «Родная улица моя»
2 «Жизнь детского сада»
3 «Школы разные нужны»
4 «Здоровье – прежде всего»
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1 «Доставка писем и газет»
2 «Где живут книги»
3 «Дом культуры»
4 «Какие бывают магазины?»
5 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Я
Н
В
А
Р
Ь
1 «Поход в Ленино – Снегиревский музей»
2 «Прогулка по танковому комплексу»
3 «Кто отстоял Москву?»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1 «Знакомимся с родным краем»
2 «Расскажите детям о водоемах недалеко от дома»
3 «Флора водоемов»
4 «Фауна водоемов»
М
А
Р
Т
1 «Расскажите детям о лесе»
2 «Растительность лесов»
3 «Фауна лесов»
4 «Птицы леса»
5 «Поля нашего края»
А
П
Р
Е
Л
Ь
1 «Злаковые культуры»
2 «Фауна полей»
3 «Редкие животные Истринского района»
4 «Любовь к Родине»
Работа с педагогами
Месяц Тема
Ноябрь Семинар «Знакомство с родным краем. С чего начать?»
Декабрь Лепбук «Профессии ближнего окружения»
Январь Презентация работы «Макет поселка Снегири»
Февраль Консультация «Патриотическое воспитание через любовь к природе»
Март Презентация дидактических игр по ОРК
Апрель Презентация работы «Макет природы родного края»
Список используемой литературы
1. https://ierusalem.ru/?p=20464
2. https://domorost.ru/maps/country/rossiya/region/moskovskaya-oblast/district/istrinskij-rajon/type/soil
3. https://referatbank.ru/market/referat/i/385397/referat-ekologiya-moskovskoy-oblast-opasnaya-dlya-cheloveka-flora-fauna-istrinskogo-rayona.html
4. https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschiy-mir-na-temu-vodoyomi-istrinskogo-rayona-3236733.html
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B3_%D0%98%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B0
6. Сайт Истринского муниципального района Московской области https://istra-adm.ru/