Евгения Климова
Проектная деятельность «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность на тему "Путешествие в мир профессий".
(интеграция познавательно-практического опыта с изучением национального наследия)
Актуальность проекта:
Конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. Но в наших силах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях как интересна и увлекательна любая из них если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков.
Публикация «Проектная деятельность „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Нет сомнения и в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка формируются элементы гражданственности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине-миру, где родился человек.
Новизна.
В рамках сотрудничества с региональным экспериментальным проектом «Ранняя профориентация: технология и методика работы с детьми дошкольного возраста» мною был разработан проект, построенный на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия «Путешествие в мир профессий».
Считаю необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых.
Задачи проекта:
Развивать интерес и уважение к изучению мордовской национальной культуре;
Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
Знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
Развивать связную речь, внимание;
Закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
Безусловно, игра – основной вид деятельности детей, поэтому изучение данной темы проходит в присутствии древне мордовского мифического героя Куйгорожа, домашний покровитель, дух обогащения, наживы, и удачи приносящий в дом богатство, который с радостью выполняет любую профессию, показывая свою готовность к любой работе, воспитывая трудолюбие и усердие. Сказочный образ Куйгорожа неоднозначен: с одной стороны - образ трудоголика, доброжелательного к хозяину, с другой стороны любой лентяй мечтает о таком помощнике. Такая двоякость образа несёт в себе глубокую моральную оценку своей деятельности и деятельности окружающих. Использование данного героя решает несколько образовательных задач:
1. Принадлежность к мордовской культуре;
2. Яркий, красочный образ, интересный детям, способный увести за собой;
3. Наличие в образе общих черт других сказочных героев (волшебное появление, способность к разговорной речи, обладание сверх способностями);
4. В рамках профессионального самоопределения использование данного героя вызывает стремление узнать как можно больше нового о разных профессиях.
Введение данного героя было бы непонятно детям без изучения истории мордовского народа. В этом помогает использование книги «Россия наш общий дом. Моя Мордовия». В ней понятно и доступно представлены сведения о государственном устройстве Российской федерации и республики Мордовия. Особое внимание уделено трудовым и культурным достижениям республики Мордовия. Красочность книги вызывает интерес к её изучению в совместной деятельности с детьми, что способствует приобщению детей к национальному достоянию.
Методы и формы работы:
Организуя в средней группе работу по знакомству детей с профессиями, я опираюсь на следующие методы:
Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
Практические методы – использование дидактических игр; создание и использование дидактического материала в технике «Лепбук»; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.
Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий; проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
Этапы реализации проекта:
Подготовительно-проектировочный этап.
Выяснить уровень знаний детей по данной теме.
Изучить методическую и художественную литературу.
Составить план работы над проектом.
Определить цель и задачи проекта.
Знакомить детей с национальной культурой, воспитывая любовь к малой родине и интерес к своим национальным истокам.
Изготовить куклу Куйгорож для введения детей в мир профессий, через приобщение к истокам национальной культуры.
Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
Разработать и создать дидактические игры,дидактическое пособие в технике лепбук «Путешествие в мир профессий», направленных на улучшение качества изучения данной темы.
Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.
Пополнить уголок книги материалом по данной теме.
Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью поделиться с детьми своей профессией.
Практический этап
Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
Тема недели: Эти удивительные животные.
Профессия: ветеринар
Работа с детьми
Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными
Цель: Обучение правилам безопасного поведения. Познакомить с ролью человека по уходу за домашними животными
C/р игра «Ветеринарная лечебница»
Цель : вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Показ презентации по теме: «Кто же он – Айболит?»
Цель: познакомить с профессией ветеринар, рассказать чем он занимается.
ЧХЛ. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».
Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям, закрепить значение профессии ветеринар.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 20-22).
Работа с родителями
Консультация для родителей по теме «Профессии».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести в игровой уголок «больница». Предметы необходимые для лечения животных.
Тема недели: кто работает в детском саду.
Профессия: прачка, повар, пекарь.
Работа с детьми
экскурсияв прачечную».
Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда прачки, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.
Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»
Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»
Д. игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.
Ситуативный разговор. Знакомство с профессией – пекарь.
Цель: вызвать интерес к профессии пекарь, узнать чем пекарь работает, какие продукты использует.
Д. игра «Карта профессий» Цель: выявлять знания детей опрофессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями» (стр. 10-12)
Работа с родителями
Пригласить маму, работающую пекарем с целью знакомства детей с профессией пекарь. (фотоотчёт)
Используя тетрадь «Знакомимся с профессиями» стр. 11 познакомить родителей с рецептами мордовских блинов и предложить сделать их дома совместно с детьми.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести новые игровые элементы:
-муляжи фруктов, овощей.
Тема недели: Безопасность на дороге.
Профессия: полицейский
Работа с детьми
Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила
Чтение художественной литературы
Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Цель:обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
Работа с родителями
Пригласить папу, работающего полицейским с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.
Тема недели: Безопасность дома и на улице.
Профессия: пожарный
Работа с детьми
Чтение С. Маршака «Пожар»
Цель:Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики.
Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый).
Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.
Пальчиковая гимнастика «Профессии»
Д. игра «Помоги пожарнику собраться»
Цель: способствовать усвоению знаний о спецодежде пожарного. Развивать речь детей.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 39-42)
Работа с родителями
Пригласить папу, работающего пожарником с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
Разработать и ввести в пользование детьми игру «Куйгорож -пожарник»
Тема недели: Мир одежды.
Профессия: швея
Работа с детьми
Упражнение «Говори правильно».
Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды, меняя темп и громкость, развивать внимание.
Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Кто шьёт одежду».
Цель: знакомить детей с профессией швеи, с предметами, необходимыми ей для работы.
Д. игра «Карта профессий»
Цель: выявлять знания детей опрофессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какая ткань лучшая для одежды вашего ребёнка».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.
Тема недели: Полезные машины.
Профессия: водитель.
Работа с детьми
Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист».
Цель: познакомить детей с профессией машинист.
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Д. игра «Мы - водители»
Цель: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность.
Речевое упражнение «Кем быть» Цель: учить детей, ориентируясь на картинки мнемотаблиц, рассказывать о профессиях.
Лепка «Грузовик»Задачи: Продолжать учить лепить фигуры из прямоугольных, квадратных, круглых форм.
Конструирование из строительного материала «Транспорт»Задачи:Учить сооружать части постройки. Делать постройку устойчивой.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 25-28)
Работа с родителями
Консультация для родителей «Будьте примером для вашего ребёнка когда сидите за рулём».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести атрибуты к подвижной игре «Воробышки и автомобиль»
Тема недели: Когда я вырасту большим то стану офицером.
Профессия: профессии военных.
Работа с детьми
Беседа «Защитники Отечества»Цель: Продолжать знакомить с профессией военный.
Презентация «Военная техника» Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.
Д/и «Помоги Куйгорожу собраться в дорогу», Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма определённой профессии. Закрепить в речи их названия.
Рассматривание открыток «Представители родов войск»,Цель: учить детей различать и называть представителей разных родов войск. Рассказать о том, какими качествами необходимо обладать. Поддерживать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
Конструирование: «Корабли»,Цель: закрепление умения конструирования из геометрических фигур. Закрепление знания геометрических фигур, повторение транспорта. Задачи: Развитие внимания, развитие памяти.
Работа с родителями
Фотогазета «Профессии наших пап». Цель: повышать интерес к профессиям через знакомство с профессиями своих родителей.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести настольную игру о профессиях.
Тема недели: Золотая мама.
Профессия: парикмахер.
Работа с детьми
Просмотр презентации «Профессия - парикмахер». Цель:
Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»; Цель: учить детей анализировать, сопоставлять, cравнивать убирать лишнее и объяснять чем руководствовался на основе полученных знаний.
Альбом по развитию речи «Профессия – парикмахер». Цель: Развитие интереса к различным профессиям с учетом гендерного воспитания.
Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М. В. (стр. 29-31)
Работа с родителями
Стенгазета «Самая красивая причёска моей мамы». Цель: поднять настроение, учить доводить дело до конца.
Совершенствование предметно-развивающей среды
В группе создана развивающая среда,имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.
Тема недели: литературная неделя.
Профессия: библиотекарь.
Работа с детьми
Беседа о профессии библиотекарь.
Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.
Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.
Цель: развивать творческие способности детей.
Экскурсия в библиотеку.
Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.
Расширить знание детей о специфике этой профессии. (фотоотчёт)
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.
Тема недели: Быть здоровыми хотим.
Профессия: врач.
Работа с детьми
Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: показать детям кабинет медсестры, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры детского сада.
Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.
Беседы «Что делает мама, когда я заболел»,«Что нужно доктору для работы».
Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
Д. игра «Помоги Куйгорожу отправиться на вызов к пациенту». Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Дополнить уголок «Больница» инструментами врачей разных специальностей.
Тема недели: Театр.
Профессия: актёр.
Работа с детьми
Театрализованная деятельность. Показ детьми сказки «Колобок». Цель: развивать творческую самостоятельность, способствовать томучтобы дети, побывав актёрами сделали вывод и назвали каким должен быть актёр. Развивать речь детей.
Д. игра «Карта профессий» Цель: выявлять знания детей опрофессиях взрослых людей,пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
Творческая игра «Покажи какое настроение у Куйгорожа». Цель: учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос)
Презентация «Каким бывает актёр». Цель: заинтересовать детей профессией актёра, через знакомство с особенностями его работы.
Работа с родителями
Совместное с родителями театрализованное представление «Гуси- лебеди»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Подготовка театральных масок для творческой работы детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Дети с большим интересом и уважением станут относиться к изучению мордовской национальной культуры, смогут выделить особенности нац. костюма, будет поддерживаться живой интерес к получению новых знаний в данном направлении.
Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как: врач, повар, пекарь, полицейский, пожарный, швея, водитель, актёр, ветеринар, профессии военных. Поймут значение слова «профессия».
Повысится качество речи детей через формирование умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.
Как видно из содержания проекта тема «Профессии» достаточно объёмна и наверно даже неиссякаема. Данный проект позволил систематизировать и конкретизировать деятельность детей и собственно педагога. Пусть проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах данного вида деятельности.
Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшают процесс понимания значения той или иной профессии, использование дидактических игр позволяет детям закрепить полученные знания, а мне, как педагогу, даёт возможность понять степень усвоения материала.
Так же интересна ребятам работа с практическим пособием «Знакомство с профессиями» где проводником в мир профессий также является Куйгорож.
Дидактическое пособие в технике лепбук «Путешествие в мир профессий» очень занимательно и содержит в себе большое количество дидактического материала по данной теме. Занимаясь с данным пособием можно проследить степень усвоения знаний каждого ребёнка.
Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения.
Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы, принимают участие в мастер-классах, предложенных родителями, ещё долго вспоминают о госте.
По сложившейся традиции в нашей группе, знакомит детей с профессиями уже полюбившийся - Куйгорож. Он всегда находится в нашей группе, детям нравится с ним играть, рассматривать его костюм с элементами мордовской вышивки, но основное его предназначение в группе «Путешествие в мир профессий".