Галина Деменко
Проектная деятельность «Космос глазами детей» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ
(для старшей группы)
Актуальность: С раннего возраста нам интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира. Человечество вступило в космический век. В наше время любому образованному человеку необходимо знать, что такое космос и иметь представления о происходящих в нем процессах. Проект носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников. Проектная деятельность поможет развить творческую активность детей, систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Публикация «Проектная деятельность „Космос глазами детей“ для старшей группы» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта :
- расширять представление детей о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях освоения космоса;
- развивать познавательную и творческую активность;
- поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу;
- развивать связную речь, память, логическое мышление;
- прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса;
- воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с первичными представлениями о космосе, о космическом пространстве, небесных телах (планетах, звездах, кометах, астероидах).
2. Дать представления о том, что Вселенная – это множество звезд, а Солнце – самая близкая к нашей планете звезда.
3. Познакомить с глобусом – моделью земного шара.
4. Дать детям первичные знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле, познакомить с первым летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
5. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
6. Развивать монологическую/диалоговую речь в процессе рассматривания дидактических материалов, познавательной литературы на космическую тематику.
7. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
8. Вызвать желание участвовать в сюжетно - ролевых играх на тему проекта.
9. Создать условия для детского творчества в рамках реализации проекта.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип проекта : тематический, познавательный, творческий.
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки проведения проекта : 2-3 недели апреля.
Основные формы реализации проекта : Видеопрезентация на тему «Космические дали», беседы с детьми на темы «Наша планета - Земля», «Солнце и Луна», «Глобус – модель земного шара», «Первый космонавт планеты»; занятия по художественно-эстетическому развитию по теме проекта (работа - аппликация «Весёлые ракеты и летающие тарелки», сюжетно - ролевые игры «Космонавты», «Полет в космос», «Полет на Луну», привлечение родителей к проекту путем участия в совместном творчестве с ребенком (изготовление различных поделок из бросового материала) к выставке «Космос глазами детей, совместное прочтение детской литературы по теме.
Обеспечение:
Материально-техническое:
Интерактивный дисплей, флэш-карта, принтер, ламинатор, бумага формата А4, раскраски, клей, цветные карандаши, фломастеры, ножницы.
Учебно-методическое:
• Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
• Комплект из тематических плакатов с метод. сопровождением /издательство УЧИТЕЛЬ, 2018
• Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. М: ТЦ Сфера, 2011
• Колдина Д. Н. Лепка и аппликация с детьми: конспекты занятий. /МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012
• Детские энциклопедии: «Космос», «Планета Земля» / издательство РОСМЭН, 2012.
Этапы проведения:
I Подготовительный: сбор информации, подготовка материалов для реализации проекта Создание тематического уголка «Космические дали» с плакатами, дидактическим материалом, раскрасками, сюжетными картинками, настольно-печатными играми, моделью ракеты, папкой-передвижкой «Первые космонавты»)
II Основной:
- беседы «Наша планета - Земля», «Солнце и Луна», «Глобус – модель земного шара», «Первый космонавт планеты»
- раскраски по космической тематике,
- работа - аппликация «Весёлые ракеты и летающие тарелки»,
- дидактическая игра – развлечение «Космос, Солнце и Земля»,
- презентация детьми поделок на конкурс, выставка в раздевалке группы, награждение памятными дипломами.
-
Ход проекта
1. Беседы «Наша планета - Земля» ( цели: воспитывать у детей познавательный интерес, активизировать диалоговую речь, дать первичные представления о происхождении планеты, «Солнце и Луна» ( цели: формировать представления детей о звездах и спутниках планет, обогащать словарный запас, понимать значимость небесных тел для жизни на Земле, «Глобус – модель земного шара» ( цели: познакомить с глобусом, показать, что наша планета имеет шарообразную форму, научиться различать сушу (материки) и воду (океаны, «Первый космонавт планеты» ( цели: познакомить детей с Ю. А. Гагариным. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, обратить внимание детей на такие качества души: как доброта, настойчивость, бесстрашие, которые помогли ему стать первым человеком в космосе).
2. Совместное прочтение с детьми детской литературы:
И. Левченко «Улыбка Гагарина», Я. Акима «Есть одна планета - сад»,
Н. Родвилиной «У космонавтов праздник», О. Ахметовой «В космосе так здорово», Н. Цветковой «Космос», В. Степанова «Юрий Гагарин»,
Л. Громовой «Луна». ( Цели: приобщать детей к литературе, воспитывать чуткость к художественному слову, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям).
3. Проведение дидактической игры - развлечения «Космос, Солнце и Земля» ( цели: уточнять и закреплять первичные знания детей о Вселенной, небесных телах, звездах, развивать логическое мышление, внимание, память).
4. Продуктивная деятельность детей. Работа - аппликация «Весёлые ракеты и летающие тарелки» ( цели: продолжать учить детей работать с фломастерами, раскрашивать аккуратно, не заходя за контур, с бумагой, вырезывать из бумаги спирали, наклеивать их в правильной последовательности, прививать аккуратность, развивать цветовое восприятие).
5. Создание и реализация сюжетно-ролевых игровых ситуаций по космической тематике. ( Цели: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, расширять словарный запас детей : «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос», совершенствовать игровые замыслы детей, формировать желание играть в новые сюжетно-ролевые игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.).
6. Презентация совместного с родителями детского творчества на выставке поделок в детском саду.
III Заключительный:
Продукты проектной деятельности :
- Работа – аппликация «Весёлые ракеты и летающие тарелки», (в холле группы);
- Выставка поделок ко Дню космонавтики в раздевалке группы;
- Проведение дидактической игры - развлечения «Космос, Солнце и Земля»;
- размещение в раздевалке группы папки-передвижки «Мы – первые в космосе!»,
- видеопризентация «Этот удивительный Космос!»
- оформление тематического уголка с плакатами, карточками, настольно-печатной игрой, раскрасками и другими атрибутами по космической тематике.
Заключение:
В ходе реализации проекта у детей сформированы более точные представления о космосе, строении Солнечной системы, небесных телах, Солнце, истории освоения космоса человеком, первых космонавтах. Сформирован и поддерживается познавательный интерес и творческая активность.
Вспомогательные материалы к проекту «Космос глазами детей» :
ЗАГАДКИ о Космосе.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня…. (Луной).
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного…. (Космодрома).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом…. (Скафандре)
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Старт корабля» (с использованием крупного конструктора, «На космодроме», «Полет в космос», «Посадка ракеты на Луну».
Подвижно-дидактические игры:
«Что есть в космосе?» (Перекидывая мяч друг другу, дети называют то, что находится в космосе,
«Сколько звезд облетела ракета?» (ФЭМП, закрепление прямого счета и цвета, магнитные числа и фигуры,
«Сложи ракету» (ФЭМП, работа со счетными палочками, и т. д. ;
«Космическая сказка» ( Речевое развитие: Дети по кругу сочиняют сказку, придумывая по одному предложению, развивая сюжет, задача педагога – помочь воспроизвести сказку и закончить)
Разучивание новой считалочки:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
А девятым был Плутон,
Кто не верит - выйди вон.
Личный вклад педагогов:
• Оформление раздевалки группы (плакаты, иллюстрации по тематике проекта);
• Изготовление дипломов для награждения участников выставки, настольно - печатной игры для проведения развлечения «Космос, Солнце и Земля»
• Консультация для родителей «Поговорим о космосе» (рекомендации родителям по развитию познавательной активности у ребенка);
• Создание презентации по тематике соответственно возрастной группе;
• Привлечение родителей к совместной с ребенком деятельности – выставка работ по тематике.
Прочтение литературы:
1. «Дорога на космодром» Я. Голованов,
2. «О чём рассказал телескоп» П. Клушанцев,
3. «Покорение космоса» О. Скоролупова,
4. «Незнайка на луне» Н. Носов,
5. Стихотворение «Есть одна планета-сад…» Я. Аким,
6. Стихотворение «Космос» Н. Цветкова.
7. Стихотворение «Юрий Гагарин» В. Степанов,
8. Стихотворение «У космонавтов праздник» Н. Родвилина,
9. Стихотворение «Луна» Л. Громова,