Светлана Бабурова
Проектная деятельность с детьми старшей группы «Осень золотая в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми старшей группы «Осень золотая в гости к нам пришла»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Разработали:
Бабурова. С. В,
Цитата по теме:
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад:
Листья ярко – красные по ветру летят…»
А. Толстой.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшей группы „Осень золотая в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема:
Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и не живой природе, не могут определить значении слов «золотая осень», «унылая пора», «дары осени». С помощью данного проекта в условиях образовательного процесса укрепим и расширим связь с природой, приобщим детей к совместной деятельности.
Тема проекта:
«Осень золотая в гости к нам пришла»
Актуальность:
Данный проект позволяет в условиях воспитательно -образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель:
Расширение представлений детей об осени как времени года.
Задачи проекта:
- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревших в осенний период;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять;
- приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «Краски осени». Темы «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Хлеб», «Перелетные птицы» с 13.09.2021 - 15.10.2021 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в средней группе на 2021 - 2022 учебный год, ИКТ.
Участники проекта:
1. Дети и родители старшей группы (5 - 6 лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
4. Физ. инструктор: Ярошенко. О. П.
Вид проекта:
групповой, краткосрочный - 1 месяц (13.09.2021 - 15.10.2021)
Тип проекта…
познавательно-творческий.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-экскурсии по осенним аллеям парка;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
-рассматривание репродукций картин русских художников;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-конкурсы;
-выставки детских работ;
-консультации для родителей;
-культурно-досуговая программа «Осень золотая»
- спортивный праздник «Осенние забавы»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
1. Ситуативный диалог «Во саду ли, в огороде»: Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать и называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»; «Почему я люблю (не люблю) осень?»: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
2. Беседы: «Прогулка по лесу»: закрепление знания детей о лесном царстве, растениях, которые характерны для леса. Воспитание бережного отношения к природе.
«Прогулка по саду и огороду»: закрепление обобщающего понятия «овощи», «фрукты», отличительные особенности овощей и фруктов.
«Бережное отношение к природе»: воспитание у детей бережного отношения к природе, правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
«О труде людей осенью»: систематизирование знаний о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.
«Об осени»: формирование обобщенного представления об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.
«По тропинке в лес пойдем»: пробудить интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу и правилами сбора грибов; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.
3. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень» продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников.
4. Экскурсия по участку детского сада. Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях, произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.
5. Цикл наблюдений: «Деревья и кустарники нашего детского сада»; «Ищем приметы осени»: Создание условий для развития у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.
6. Творческая мастерская «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»: Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.
- «На лесной полянке выросли грибы»: Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника.
- «Блюдо с фруктами и ягодами»: Продолжать отрабатывать приемы вырезывания частей круглой и овальной формы. Учить составлять изображения из частей (цветы, ягоды, листья).
- «Грибы»: Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.
- «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин»: Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал, находить сходство и различия.
- «Вылепи, какие хочешь фрукты для игры в магазин»: Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.).
- «Испечем оладушки»: Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.
- «Красивые птички»: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам.
- «Осенний лес»: Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные).
- «Что ты больше всего любишь рисовать»: Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения.
- «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»: Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок.
- «Идет дождь»: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке.
- «Золотая осень»: Мозаичная аппликация. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.
7. НОД «Путешествие в осенний лес» Систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
8. Чтение художественной литературы: Рассказы: Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Лопатина А. «Грибная аптека; Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»; Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»; Соколов – Микитов Г. И. «Листопадничек»; Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»; Сладков И. «По грибы», Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Шим Э. «Храбрый опенок». Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»; Белых С. «Спор деревьев»; Скребцова М. «Разговорчивая берёзка». Стихи: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; К. Бальмонт «Осень»; И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…». Пословицы, поговорки, приметы об осени: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.
9. Д/И «Угадай дерево»: учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их. «Три ступеньки», «Найди на один меньше (больше)», «Наша улица», «Узнай по звуку»
10. П / И «По тропинке», «Съедобное - несъедобное!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Поймай грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
- Пальчиковая гимнастка «Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»;
физкультминутка «Солнышко и дождик», «По тропинке», «Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».
11. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты». Игра-пантомима «Был у зайца огород».
12. Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
13. Экспериментирование: «Игры с воздушными шариками»: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; развивать любознательность, внимание.
«Почему появляется ветер»: познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.
«Вертушка»: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
«Реактивный шарик»: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). 14. Пение «Осень золотая», «Грибочки» сл. и муз. М. Быстровой, «Дождик» Танец с листочками «Наступила после лета осень» сл. И муз. О. Осиповой Игра «Осень золотая» Слушание: «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Осенняя песня» П. Чайковского из цикла «Времена года»
15. Выставка совместных творческих работ с родителями «Что нам осень принесла» - Привлекать родителей воспитанников к совместной с детьми творческой деятельности по изготовлению композиций из природного материала.
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-vystavke-risunkov-i-podelok-chto-nam-osen-prinesla.html
16. Консультация родителей Папка – передвижка «Осень - чудная пора». Консультация «Как провести с ребёнком осенний день», Консультация для родителей Тема: «Осенние забавы». «Профилактика гриппа в осенний период» Развить совместное творчество родителей и детей.
http://12600.maam.ru/maps/news/135681.html
17. Культурно-досуговая программа «Осень золотая» воспитать уважение к труду людей, любовь к родному краю, развивать творческие способности, активность.
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-provedeni-osenego-prazdnika-osen-zolotaja-1401009.html
18. Спортивный праздник «Осенние забавы»
https://6820.maam.ru/maps/news/483722.html
19. Конкурс «Золотая осень».
20. Фотоотчет «Фруктово-овощные» недельки в детском саду.
https://6820.maam.ru/maps/news/483522.html
Фотоотчет «День добра и уважения международный день пожилых людей»
https://6820.maam.ru/maps/news/481842.html
Фотоотчет «Перелётные птицы»
https://6820.maam.ru/maps/news/483536.html
Фотоотчет «Мы по садику гуляли, за природой наблюдали».
https://6820.maam.ru/maps/news/483546.html
Фотоотчет о тематической неделе «Хлеб — всему голова»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-tematicheskoi-nedele-hleb-vsemu-golova.html
В ходе реализации проекта «Осень золотая в гости к нам пришла»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
Стали более умело передавать свои ощущения: в своих рассказах; в рисунках; в музыкально-ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей: с огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.
Отражают знания, накопленные в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.
Используемая литература:
- Рабочая программа по организации деятельности в старшей группе (5-6 лет) на период 2021 -2022 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Бабуровой. С. В.
- С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
-Ольга Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада Конспекты занятий,
-План работы с родителями старшей группы на 2021–2022 учебный год Светлана Бабурова.
- Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке». – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013г.
- В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду: старшая группа». - М: Мозаика- синтез, 2015г
- «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвещение 1981
- «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991
- «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981
.