Юлия Абраменко
Проектная деятельность «Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».
Ральф Эмерсон.
Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены произошли в системе дошкольного образования. Прежде всего, они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Публикация «Проектная деятельность „Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе“» размещена в разделах
Новое изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Отсутствие специальной коррекционно-педагогической помощи таким детям неизбежно приводит к трудностям общении, изменениям в личности подрастающего человека, ограничению интеллектуальных возможностей. Когда нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики, специалисты говорят об общем недоразвитии речи. Среди всего многообразия видов речевой патологии общее недоразвитие речи является самым распространенным и составляет приблизительно 40% от всех речевых нарушений детей. Помимо распространенности ОНР является нарушением, которое пагубно отражается на психическом развитии ребенка - влияет на развитие познавательной сферы ребенка, его общительности, может вызвать ряд вторичных и третичных нарушений. Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи можно найти в работах Р. Е. Левиной, Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и др. В. XX в. недоразвитие речи стало рассматриваться как нарушение развития, которое происходит по законам иерархического строения высших психических функций. С использованием системного подхода была исследована структура различных форм речевой патологии в зависимости от уровня развития компонентов речевой системы. Изучению подлежали этиология, структура ОНР, соотношение первичных и вторичных нарушений.
Какие методы и приемы будут способствовать эффективной коррекции речи у детей? Как обеспечить полноценное эмоциональное и психическое развитие дошкольника с ОНР?
Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе.
Анализ современных инновационных подходов в области логопедии, приводит к выводу о том, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи может быть действенным способом решения этой проблемы.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Сухомлинский В. А.
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и учителя – логопеды, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающие технологии :
артикуляционная гимнастика
динамические паузы
дыхательная гимнастика
пальчиковая гимнастика
логоритмические упражнения
Хорошо развития речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной – развивающей работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Такие выдающиеся авторы, как Мария А. Поваляева, Маргарита Ивановна Чистякова, Елена. А. Пожиленко, Татьяна. Дмитриевна. Зинкевич-Евстигнеева сказали: " Использование нетрадиционных технологий оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми"
Поэтому ведущая педагогическая идея моего опыта заключается во внедрении в логопедическую работу нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.
Цель работы – Внедрение в коррекционно-логопедические занятия нетрадиционных технологий, обеспечивающих эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.
2. Разработать использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедических занятиях по обучению грамоте, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Распространить опыт коррекционно-логопедической работы по использованию нетрадиционных технологий с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи в педагогическом сообществе района.
Новизна работы заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
На современном этапе поиск новых форм и методов образовательной работы с детьми – один из актуальных вопросов педагогики. Учитывая подлинный интерес ребенка к нетрадиционным методам работы, силу их воздействия на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие дошкольника, очевидна эффективность использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи, решение которых наиболее продуктивно с использованием
нетрадиционных технологий, можно условно разделить на три группы:
1. Коррекционно-образовательные задачи : развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развивать фонематические процессы; работать над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствовать слоговую структуру слова; уточнять структуру предложения; совершенствовать связные высказывания (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать).
2. Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, внимание, выдержку, ответственность, патриотизм.
3. Коррекционно - развивающие задачи: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущения, фантазии); развивать просодическую сторону речи (темпо-ритмическую сторону речи, дыхание, голос, паузацию, дикцию, интонацию); развивать умение передавать образ через мимику, жест и движение.
Основное внимание в работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) требует:
развитие фонетико-фонематических процессов;
коррекция звукопроизношения;
обогащение словаря;
работа над лексико-грамматическим строем речи;
развитие связной речи;
развитие общей и мелкой и артикуляционной моторики;
развитие мимики, пантомимики и жестикуляции;
развитие речевого дыхания;
развитие просодической и интонационной стороны речи.
Использование нетрадиционных методов работы позволяет эффективно решать задачи коррекционной работы, повысить мыслительную и эмоциональную активность дошкольников, снять физическую и психическую напряженность, совершенствовать речевые навыки, способствует развитию психических процессов и творческих способностей, мотивирует детей к практической деятельности.
Для определения использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе было проведено логопедическое обследование группы детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи в количестве пятнадцати человек. Обследование проводилось по следующим параметрам:
фонематические представления;
звукопроизношение;
звукослоговая структура слов;
словарный запас;
лексико - грамматический строй речи;
связная речь;
общая и мелкая моторика.
Для диагностики использовались следующие методики :
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Н. Л. Стефанова «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3 – 7 лет: диагностический журнал;
Е. Косинова «Логопедические тесты»;
О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда».
В. С. Володина «Альбом по развитию речи».
Кроме логопедического обследования, было проведено диагностическое обследование уровня развития у детей мимической мускулатуры с использованием методики О. Е. Шаповаловой:
Результаты диагностических обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявили нарушения звукопроизношения, нарушение фонетико-фонематических процессов, ограничение словарного запаса, несформированность лексико-грамматических средств языка, нарушение звукослоговой структуры слов, несформированность связной речи, мелкой и общей моторики, мимики и пантомимики.
Для получения наиболее эффективных результатов, с детьми был организован цикл коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, рассчитанный на реализацию в течение учебного года с частотой – 2раза в неделю.
Каждое занятие с использованием нетрадиционных технологий выстраивалось по структуре:
1. Организационный момент;
2. Сообщение темы логопедического занятия;
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
4. Знакомство с буквой;
5. Автоматизация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
6. Произношение звука в словах;
7. Зрительная гимнастика;
8. Физкультминутка, упражнение на развитие общей и мелкой моторики;
9. Работа над предложением;
10. Итог логопедического занятия.
Вся работа по теме была разбита на три этапа: Аналитико-диагностический, практический, аналитико-обобщающий.
Длительность работы по теме велась с августа 2016 по май 2017 учебного года.
Теоретическая база опыта. Научная проблема, на решение которой направлен опыт, отражена во многих научных исследованиях и трудах педагогов, таких как Чистякова, О. П. Гаврилушкина, Л. Б. Боряева, М. А. Поваляева. Исследованием в области куклотерапии занимались: Якоб Леви Морено, И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова, А. Ю. Татаринцева, И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.
В тематическое планирование были включены цикл игр и упражнений по использованию нетрадиционных технологий.
Была выстроена система работы : "логопедические занятия + индивидуальная деятельность + совместная работа с воспитателями + взаимодействие с родителями".
Для реализации поставленных задач создана комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности всех педагогов нашего детского сада, работающих с воспитанниками коррекционной группы как условие речевого развития ребенка. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности детского сада как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Введение в практику нетрадиционных технологий позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
1. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
2. Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
3. Способствовать расширению словарного запаса.
4. Развивать фонематический слух и восприятие.
5. Развивать связную речь, лексико-грамматические представления.
6. Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения, письма.
7. Сделать картотеку игр для всех используемых видов нетрадиционных технологий.
8. Провести работу с воспитателями и родителями по созданию благоприятных условий для использования нетрадиционных технологий в жизни детей.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются:
Фитотерапия –
лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
Ароматерапия -лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Хромотерапия –
терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Литотерапия –терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека
Имаготерапия -
театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
Пескотерапия –
игра с песком, как способ развития ребенка.
Воскотерапия - игра с воском.
Пуговичная терапия – игры с различными пуговицами.
Су-Джок терапия -
японская технология пальцевого массажа, обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).
Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией).
Арт-террапия -
способствует развитию художественных навыков, воображения
Биоэнергопластика –
это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Кинезиологические методы -
развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, что способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.
За годы педагогической практики я пришла к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.
Эффективность нетрадиционных методов определяется:
- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,
- заинтересованностью детей,
- развитием их творческой самостоятельности,
- созданием благоприятного климата на занятиях,
- ориентировкой детей на коммуникацию.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные методы.
Кинезиологические методы
влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Биоэнергопластика
Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Оптимизирует психологическую базу речи.
Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Су-Джок терапия.
«Су» - кисть «Джок» - стопа
Полифункциональность Су-Джок стимуляторов в коррекционной работе :
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
Развитие звукового и слогового анализа слов;
Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психических процессов;
Развитие цветовосприятия;
Развитие пространственно-временных представлений;
Закрепление счетных операций.
Логосказка
- это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут применять в своей работе как логопеды, так и воспитатели.
Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает в работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.
Самомассаж
- игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Арт-террапия
- это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством.
Пескотеррапия
- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
«У ребёнка есть страсть к игре,
и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Преимущества игры и игровых приёмов, по мнению разных педагогов, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. А работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Немалую роль в коррекционной работе учителя - логопеда играет и коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.
• речевой центр коррекции звукопроизношения
• сенсорный центр
• центр речевого дыхания
• центр методического сопровождения
На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
На заключающем, аналитико-обобщающем этапе была проведена диагностика, зафиксированы результаты обследования, показана презентация проекта педагогам ДОУ.
Результат работы показал следующие результаты.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Повысилась эффективность коррекционно-логопедической работы.
Сократились сроки в процессе постановки и автоматизации звука.
Практически в полном объеме воспитанники овладели навыками самомассажа кистей рук.
Значительно расширился и обогатился словарь.
Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.
Сформировались условия для последующего овладения навыком письма.
Повысилась мотивация к процессу обучения.
Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста
- игры имеют исключительное значение:
игра для них - учеба,
игра для них - труд,
игра для них -
серьезная форма воспитания».
Крупская Н. К.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Заключение
В последнее время в логопедии заметно возрос интерес к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми. Использование в работе учителями – логопедами нетрадиционных технологий формирует у детей правильное звукопроизношение, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, обогащает и активизирует словарный запас детей с нарушением речи, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Опыт работы показал, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
Список литературы.
1. Буденная. Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб. : «Детство-Пресс», 2001.
2. Коноваленко. С. В. Развитие познавательной деятельности у детей. М. ,1999.
3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб. : Изд. Дом «Литера», 2004.
4. Сиротюк. А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. : Сфера, 2001.
6. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. СПб. : Изд. Дом «Литера», 2014.
7. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М. : Изд. : Детство-Пресс, 2011 г.