Анна Чобанова
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе
▼ Скачать
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду, прежде всего детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности ребенка и подготовку его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Здоровьесберегающая направленность коррекционно-развивающего процесса находит отражение в индивидуализации данного процесса и использовании следующих технологий.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения направлены на выработку диафрагмального типа дыхания, дифференциацию ротового и носового выдоха, увеличение длительности ротового выдоха.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У дошкольников с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.
Вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
Для этого используются следующие статические и динамические дыхательные упражнения: «Футбол», «Бабочка», «Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Кораблик» и др.
Релаксационные упражнения
Релаксационные упражнения направлены на снятие напряжения мышц рук, ног, шеи и артикуляционного аппарата под музыку или звуки окружающей природы (шум леса, звук прибоя).
Упражнения:«Кулачки», «Олени», «Штанга», «Шалтай-Болтай», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «Сердитый язык», «Горка» и др.
Артикуляционная гимнастика
Цель гимнастики: улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность или паретичность артикуляционных органов; улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. Проводятся статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка» и др.
Физминутки
Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. Основные задачи физминутки – это снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда; совершенствование общей моторики.
Виды физминуток:
оздоровительно-гигиенические физкультминутки, их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками»;
танцевальные физкультминутки, они выполняются обычно под музыку популярных детских песен, все движения произвольны, танцуют, кто как умеет;
физкультурно-спортивные физкультминутки, это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов, каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц, сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте;
подражательные физкультминутки, зависят от фантазии и творчества учителя, можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел, эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение; двигательно-речевые физкультминутки, дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Подвижные игры
Развитие тонкой моторики:разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения; игры с прищепками, ниткография, су-джок-терапия, использование аппликатора Кузнецова.
Пальчиковая гимнастика. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».Пальчиковые игры с мелкими предметами; со скороговорками; со стихами; пальчиковый алфавит; пальчиковый театр, обводка шаблонов и штриховка изображений; игры в «сухом бассейне».
Су-джок акупунктура (су — кисть, джок — стопа) - достижение восточной медицины. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.
Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу хорошо проводить на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.
Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем левой руке.
Ребёнок кладёт массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т. д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.
Использование аппликатора Кузнецова – общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактико-лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе).Иппликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы.
Одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на аппликаторе Кузнецова пальцев обеих рук. Руки не напряжены, расположены на аппликаторе. Кисти рук при этом располагаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки.
Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс» : их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Психогимнастика
Направлена на обучение элементам выразительных движений, на использование их в воспитании эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении. Такие упражнения показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Мимические и пантомимические упражнения
Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию.
Гимнастика для глаз
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Упражнение «Филин».
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.
Упражнение «Метелки».
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.
Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
4)«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!
Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В. Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме смены поз. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках и. отгадывают загадки, отвечают на вопросы, составляют рассказы - описания и т. д. В четырёх верхних углах групповой комнате наклеены предметные картинки любой лексической темы, можно использовать сюжетные картинки, важно, чтобы все вместе картинки составляли развивающийся в логической последовательности единый комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности цифры 1-2-3-4.
В зависимости от характера, 1-2 раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. Под команды логопеда 1 -2-3-4. 1 -2-3-4. и т. д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно сочетающиеся движения глазами, головой и туловищем. Дети должны не просто механически пробежать глазами, но и успеть увидеть все 4 предметные картинки или сюжета. Найти ответ на поставленный вопрос. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности. А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям, используя лазерный лучик.
Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию. Замечено, что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%.
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса. Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность. Эфирное масло чабреца – успокаивает. Мята – снимает головную боль и тошноту. Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей. Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему. Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения).
Имаготерапия -основана на театрализации психотерапевтического процесса.
Использует пересказ драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия - один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушении коммуникативной сферы, страхах и нарушении поведения.
Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Три вышеперечисленных вида деятельности дают лучший эффект при совместной работе психолога и логопеда.
Арттерапия – лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д., отпечатки рук на прохладном, теплом песке.
Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту.
Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
• Дифференцированный массаж по методике О. Г. Приходько, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкого нёба с помощью щёток. Цель массажа - нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен, он даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.
• Игровой самомассаж, сопровождающийся проговариванием стихотворений. Упражнения данного массажа и самомассажа в сопровождении с текстом стихов обогащают внутренний мир ребенка и оказывают положительное воздействие на развитие его памяти, мышления, способствуют снятию напряжения, успокаивают нервную систему.
• Локальная контрастотермия, направленная на нормализацию мышечного тонуса. Я активно применяю в своей работе этот метод с использованием ложек и марлевых компрессов и убедилась, что эта технология эффективна не только при работе с детьми с ДЦП, но и не менее эффективна в работе с детьми с дизартрией различной степени тяжести.
• Звуковая гимнастика. Вибрация при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя мышцы гортани, глотки, шеи и артикуляторных органов.
• Логоритмика – это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические упражнения с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы, растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.