Татьяна Геннадьевна Ежова
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация.
Семинар- практикум для воспитателей – в котором раскрывается, использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе по развитию речи детей с нарушением зрения. Раскрываются следующие направления:
- Формирование речевого дыхания
- Артикуляционная гимнастика
- Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
- Автоматизация звуков (Речь с движением, пальчиковая гимнастика, развитие диалогической речи)
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима специальная коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь. Специфика дошкольного возраста у детей с нарушением зрения заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого создают ему педагоги и родители.
Занятия с детьми должны строиться на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть «здесь и сейчас», с использованием методов и приемов для снятия отрицательного фона в настроении, в привитии ребенку желания заниматься с интересом.
Опираясь на опыт работы, хочу отметить, что особый интерес представляют для детей занятия с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, уверенности в себе, коллективных умений.
Основные направления логопедической работы, в которой я использую театрализованную деятельность:
Формирование речевого дыхания
Артикуляционная гимнастика
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Автоматизация звуков (Речь с движением, пальчиковая гимнастика, развитие диалогической речи)
• Формирование речевого дыхания
К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести:
Выработку свободного, плавного выдоха, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями;
воспитание умения произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого.
Развитию речевого дыхания могут помочь забавные игры-сценки. Для их исполь-зования нужно все как в настоящем театре: подготовить вместе с детьми декорации, познакомить детей с текстом, распределить роли, провести репетиции. Можно брать несколько сценок, в которых участвуют разные дети. Ребята с удовольствием смотрят мини-спектакли, а еще больше желают участвовать в них.
Сценка 1
На солнечной лесной полянке расцвел красивый большой цветок. Он тянул свой стебелек и листочки к солнцу. Ветер ласково трепал его лепестки. Но ему было очень одиноко. Однажды цветок услышал вдалеке: ж-ж-ж. Звук все усиливался: ж-ж-ж. Это был огромный шмель. Он долго летел и устал. Цветок предложил ему отдохнуть и угостил вкусным цветочным соком. Шмель был очень ему благодарен и предложил свою дружбу. Цветок больше не скучал. Шмель часто прилетал к нему в гости и развлекал своей любимой песенкой: ж-ж-ж.
Сценка 2
В лесу жила зайчиха с зайчонком. Мама-зайчиха каждое утро отправлялась на поиски еды, а маленький зайчонок оставался дома один. Чтобы он не потерялся, мама надела ему на шею звонкий колокольчик. Куда бы зайчонок не поскакал, раздавался веселый звук колокольчика: дзынь-дзынь- дзынь. Скачет зайчик по дорожке: дзынь-дзынь-дзынь. Запутался в высокой траве: дзынь-дзынь-дзынъ. Застрял в густых кустах: дзынь-дзынь- дзынь. Мама, возвращаясь домой, без труда находит своего сыночка по звону колокольчика.
Сценка 3
Попугай Гоша очень любит кокосы. Однажды, прогуливаясь по солнечному острову, он заметил на высокой пальме кокосовые орехи. Так как Гоша не умел летать высоко, он подошел и стал стучать клювом по стволу пальмы: т- т-т. Кокосы висели неподвижно. Он снова стал барабанить: т-т-т. Кокосы даже и не собирались падать. Что же делать? Мимо шел длинношеий жираф. Он без труда достал кокосы. Гоша расколол их своим крепким клювом: д-д-д. и друзья вместе насладились кокосовой мякотью.
Сценка 4
Теплый день. На небе яркое лучистое солнышко. Решило оно повеселиться и отправило солнечных зайчиков на землю. Прыгнул один солнечный зайчик на цветок: скок. — стал цветок ярче. Прыгнул другой зайчик: скок- скок. на лужу — и полетели по воде солнечные брызги. Третий зайчик прыгнул на котенка, который спал на траве возле дома. Приятно было солнечному зайчику скакать по мягкой пушистой шерсти: скок-скок-скок. Котенок проснулся и хотел поймать его, но не сумел. Зайчик быстро прыгнул на траву, с травы на куст, на дерево. Только его и видели: скок-скок-скок.
Сценка 5
Дождевые капли жили в тучке. Вместе с ней они путешествовали по всему белому свету. Проплывали над морями, лесами, садами, домами, реками. Капельки никогда не выходили из своего домика — тучки и наблюдали за всей этой красотой из окошка. Но однажды тучка сказала: «Пора вам, доченьки-капельки, на землю — напоить живитель-ной влагой цветы, деревья, растения и все живое. Очень плохо всем без воды». Первыми прыгнули из тучки самые смелые капельки: кап-кап. Затем все остальные поторопились принести радость и добро на землю: кап-кап-кап.
Сценка 6
Работал на железной дорого веселый паровозик. Он перевозил пассажиров из одного пункта в другой. Все его очень любили и ждали. Если где-то вдалеке начинает раз-даваться: ту-у, ту-у. (Дети делают вдох через нос и на выдохе через рот произносят тихо.) Значит, наш друг паровозик уже в пути. Вскоре ом появится и известит нас о своем прибытии звонким гудком: ту-ту-ту. (На выдохе произносят громким голосом.) Псе радостно встречают его. Пассажиры рассаживаются вагоны, и паровозик продолжает свой путь: ту-ту-ту. (На выдохе, с уменьшением :громкости голоса.) Немного грустно, но он обязательно вернется и порадует звонкой песней: ту-ту-ту. (Произносят громко.)
Сценка 7
Дует ветер на волны. Они ударяются о берег и шумят: ш ш-ш… Мелкие камешки трутся друг о друга: ш-ш-ш… Мелкие песчинки пытаются выбраться на берег, но волны их возвращают в море: ш-ш-ш… А вот море выбросило на берег красивые ракушки. Если и к приложить к уху, можно услышать шум волн: ш-ш-ш…
Над морем белые чайки машут огромными крыльями, сопротивляясь сильному ветру: ш-ш-ш… И все эти звуки сливаются в волшебную музыку моря.
Сценка 8
У Саши и Маши в доме на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сооб-щает, который час. Когда дети приходят из школы, кукушка кричит им один раз: ку-ку (1 час дня); когда дети обедают: ку-ку, ку-ку (2 часа дня); когда учат уроки: ку-ку, ку- ку, ку-ку (3 часа дня); когда идут на прогулку: ку-ку, ку- ку, ку-ку, ку-ку (4 часа дня). Ребята всегда знают время и везде успевают.
Видео: https://www.youtube.com/embed/p-IMPmcv6Qw•• Артикуляционная гимнастика
Ее цель состоит в том, чтобы у детей выработать точность, правильность и четкость движений всех частей артикуляционного аппарата.
Артикуляционные упражнения – дети порой выполняют с большим нежеланием. Поэтому – здесь игровой момент просто не обходим. Театр – является ярким игровым моментом и артикуляционные упражнения соединенные в одной сказке представляют для детей интерес. Необходимо проводить артикуляционную сказку в сопровождении медленной музыки.
Теремок
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок.
(Щеки надуваются.)
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой.
(Губы вытягиваются вперед, затем совершают вращательные движения.)
В доме есть три маленьких круглых окошка со ставнями (Обнажаются верхние и нижние зубы.)
В нем – большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер. (Губы растягиваются в «улыбке».)
Стены у дома были красивые. Кончик языка гладит попеременно внутренние поверхности щек.
Вдруг они стали шататься вправо-влево, вправо-влево…
(Щеки поочередно надуваются.)
Зашатался и пол в домике вперед-назад, вперед-назад Нижняя челюсть движется влево-вправо.
Дверь - то закрывалась, то открывалась.
Попеременно рот открывается и закрывается
Даже труба на крыше закачалась.
Губы вытягиваются вперед, затем совершают вращательные движения.
Вдруг дом рухнул и рассыпался…
Щеки втягиваются.
Прибежала мышка, которая жила в этом домике. Увидела, что произошло, и огорчилась. Нижние зубы прижимаются к верхней губе.
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит: Верхние зубы прижимаются к нижней губе.
«Ква-ква, пойдем мышка в мой домик жить!» (Рот широко открыт.)
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.
(Губы растягиваются в «улыбку».)
Колобок
Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала. (Пожевать язык)
Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остужаться. (Катушка — широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкаты-вается» вперед и убирается в глубь рта)
Лежит Колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу. Язык перешагивает через зубы. (Лопата)
Вдруг, откуда не возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» — закричал Волк пронзительно. (Оскал, Покусать верхние и нижние губы)
Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево — вкусно пахнет. Хоботок
Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот- вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп — и закрылись. Так Волку язык и прищемило. (Иголка к носу, Оскал,Прикусить язык)
Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят.
Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает. (Лопата,Часики)
ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Жили в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом.
Ежик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке. Грибок
А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. Качели
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не
один, а целую дюжину.
Один, другой, третий — много гвоздей… Иголочка
Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок, Лопата
затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук,тук….Тук,тук,тук. Качели получились на славу! Молоток
Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, желтую, зеленую — и покрасили качели. Маляр
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идет Индюшка-болтушка. Индюк
— Что вы делаете? — спрашивает.
На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. (Улыбка)
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла (Лошадка)
на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили! (Качели
Улыбка)
СКАЗКА ПРО КОТЕНКА
Жил-был Котенок, но не было у него друзей. Однажды утром он проснулся, потянулся, размял лапки. Киска — широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
Затем умылся, облизав свою мордочку сначала от усов к носу, а потом наоборот, почистил зубки… И пошел искать друга. Варенье
Щетка — широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх- вниз
Шел-шел, шел-шел по тропинке и по травке, по кочкам и по Часики
лужам, видит, Грибок растет. Грибок
— Грибок, будь моим другом! — попросил Котенок.
Не могу, я бегать не умею, — грустно ответил Грибок. Сорви грибок
Побрел Котенок дальше. Видит Лошадка скачет. Лошадка — цоканье языком
- Тпру –тпру! Остановись, Лошадка! – громко закричал котенок и робко попросил: «Будь моим другом!» Но Лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше. Фырканье – широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался. Лошадка
Идет Котенок дальше, увидел сердитого индюка, который ругался на своего индюшонка, испугался и убежал Индюк— производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», — подумал Котенок и пошел дальше. Дятел — произнести звук д-д-д
Идет по дорожке. Вдруг видит, Щенок сидит и плачет. Часики
— О чем ты плачешь? Давай дружить! — предложил Котенок. Обрадовался Щенок, громко залаял и побежал за Котенком весело виляя хвостиком. Звукоподражание
Видео: https://www.youtube.com/embed/o7ntTLUCJEw• Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
В сопряженной гимнастике одновременно работают пальцы рук и язык.
Задачи этой гимнастики: развитие мелкой и артикуляционной моторики, координаций движений, повышает общую работоспособность ребенка на занятии.
Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Текст
Осень
Раз, два, три, четыре, пять — мы идем грибы искать Поочередно показать пальцы, имитация ходьбы ими Языком двигать вверх-вниз
Собираем грибы в корзинку Переплести пальцы «корзинкой» Язык «чашечкой»
Нам весело в осеннем лесу Потянуть руки вверх Улыбнуться (губы сомкнуты, язык за зубами)
Посмотрите, как здесь много брусники. По-пробуйте ягоды на вкус Положить левую ладонь на стол, а правой собирать ягоды Улыбнуться и кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, затем нижнюю губу. Движения плавные
Ветер северный подул и все листья с деревьев сдул Распрямить кисти рук и пошевелить пальцами Язычок положить на нижнюю губу, легко подуть на него (язык широкий)
Полетели, закружились и на землю опустились Двигать плавно руками, опустив на стол ладошками вверх Языком делать круговые движения (вверх, вниз, в стороны)
Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап» Постучать пальцами по столу Язычком постучать по верхним зубам
На полянке толстячок это гриб боровичок Сжать правую руку в кулак, накрыть ладонью левой руки правую Язык присосать к твердому нёбу (упражнение «Грибок»). Язык прогнуть «чашечкой»
А под ним, собрав пожитки, в домик прячутся улитки Оставить левую руку сверху, а правая рука «Улитка» Рот открыть (язык спокойно лежит за зубами)
Шли-шли — к мишки-ной берлоге подошли Соединить кончики пальцев в виде круга Рот широко открыть и показать, как зевает мишка (3—4 раза)
Зима
Мы во двор пошли гулять — раз, два, три, четыре, пять Загибать пальчики по одному Языком двигать вверх-вниз
Бабу снежную лепили Имитировать лепку снежных комков Скругленные края языка загнуть вверх «чашечкой»
Птичек крошками кормили Крошить хлеб всеми пальцами Язык сложить «чашечкой — кормушкой»
С горки мы потом катались Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой Рот открыть, язык опустить за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горкой»
И на саночках катались Положить на стол ладонь правой руки и вести по ней указательным пальцем левой руки Упражнение «Саночки» — рот открыть, улыбнуться. Языком двигать вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам, нижняя челюсть не должна двигаться
А еще в снегу валялись Положить ладони на стол, повернуть другой стороной Плавное двигать широким языком вперед-назад
Все в снегу пришли Отряхнуть ладони от снега Упражнение «Цоканье»
Съели суп и спать легли Проводить движения воображаемой ложкой Упражнение «Лодочки»
Весна
Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап-кап-кап!» Стучат указательными и безымянными паль-цами по столу Упражнение «Сосулька тает» — открыть рот, вытянуть острый язык
А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи Положить руки на колени ладонями вниз Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону
На реке трескается лед, плывут льдины Ударять 3 раза кулачками друг о друга Двигать нижней челюстью вправо-влево
На опушке береза. Вот ее ствол Соединить локти, поднять вверх пальцы Язык высунуть и напряженно тянуть К носу Лопаются почки на деревьях Вытянуть напряженно пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга
Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощелкать
За зиму звери похудели Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо Щеки втянуть, затем вернуться в исходное положение
Наши алые цветки раскрывают лепестки Раскрывать цветок (руки «чашечкой») (Улыбнуться)
Наши алые цветки закрывают лепестки Закрывать цветок Язык «чашечкой»
И тихо спать легли Положить руки под щеку Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами
Тихо засыпают, головками качают Качать кулачками вперед-назад Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы
• Автоматизация звуков (Речь с движением, пальчиковая гимнастика, развитие диалогической речи)
Автоматизация звука – это приобретение ребенком прочного навыка правильного произношения поставленного звука в повседневной речи. Автоматизация протекает успешнее если занятие для ребенка интересно. Для этого использую в своих занятиях, не только повторение слов, предложений, но и включаю подобранные с заданным звуком :
Видео: https://www.youtube.com/embed/v4SFdFswIHEvideo]https://youtu.be/v4SFdFswIHE[/video]
Таким образом, театрализованные игры являются одним их важных элементов работы с детьми, страдающими нарушениями зрения, в специальном детском саду.
Список использованной литературы:
1. Т. С. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»// Санкт-Петербург. 2006
2. Линчук Л. А. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы» // журнал - Логопед № 6, 2007
3. «Учимся, говорим, играем» Г. Н. Сергиенко// Воронеж, 2006
4. Шевченко И. Н. «Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников»// Журнал Логопед, № 1, 2011
5. Л. В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»// М. Просвещение 1991