Марина Расторгуева
Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
На базе структурного подразделения детский сад «Радуга» с 2016 года осуществляет деятельность Опорная площадка «Использование инновационных технологий воспитания, социализации и обучения в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Цель работы опорной площадки была направлена на использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи.
Публикация «Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
В работе с детьми с особыми образовательными потребностями используются гибкие формы психотерапевтической работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психологической коррекции. Обобщая опыт педагогов детского сада, изучая педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции эмоциональной сферы, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, является использование различных педагогических технологий.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ :
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей данной категории к обучению в школе.
В основе всех технологий стоит игра.
Функции игры:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- самореализации;
- игротерапевтическая;
- диагностическая;
- коррекционная;
- функция межнациональной коммуникации;
- функция социализации.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать:
соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития; учет структуры дефекта;
подбор игрового материала с постепенным усложнением;
связь содержания игры с системой знаний ребенка;
соответствие коррекционной цели занятия;
учет принципа смены видов деятельности;
использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
В результате созданных в детском саду оптимальных условий для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями, правильно построенного образовательного и воспитательного процесса, а также знание и умелое применение новейших технологий, педагоги эффективно корректируют недостатки и формируют психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети с задержкой развития усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире.
Коррекционно-развивающая работа по развитию речи проводится на основе рабочих адаптированных программ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, индивидуальных программ развития и направлена на решение задач по максимальной коррекции выявленных проблем в речевом развитии воспитанников. Реализация задач в области речевого развития происходит через интеграцию образовательных областей, которая способствовует оптимизации коррекционного и воспитательно-образовательного процесса.
В работе с детьми с ОВЗ педагоги используют информационно- коммуникативные технологии : мультимедийные презентации, компьютерную программу «Учимся говорить правильно», мультимедийные игры (некоторые созданы самими специалистами и воспитателями, ТРИЗ- технологии, интерактивные онлайн-игры портала «Мерсибо».
В процессе игры происходит общение с педагогом, развивается, прежде всего, речь, а также психические процессы. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Воспитанники легко осваивают игры, учатся доводить их до конца, возвращаясь к играм, закрепляют полученные умения и навыки. Интерактивные игры поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.
Использование Лэпбука на занятиях с детьми позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение Лэпбука направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Лэпбук предполагает самостоятельный выбор ребенком интересующей его деятельности. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук с одной стороны, призван привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Созданные учителем- логопедом Лэпбуки направлены на развитие у детей словаря, лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики.
Одной из форм работы с детьми является экспериментальная деятельность детей. В процессе экспериментирования пополняется словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами. Совершенствуются и координируются движения пальцев и кистей рук, что имеет влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти.
На окружном методическом объединении, проходившем на базе детского сада по теме: «Использование инновационных технологий воспитания, социализации и обучения в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР» педагоги представили ряд мероприятий (интегрированные, подгрупповые и индивидуальные занятия) с использованием различных игровых технологий.
С целью распространения опыта работы учитель – логопед опубликовала методическую разработку Родительского собрания: викторина: «Говорим правильно» в педагогическом сборнике «Дошкольное образование: опыт, состояние и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции» Чебоксары: ИП Васильев М. А., образовательный центр Градиент+ .
Согласно плану, разработанному в начале учебного года, осуществляли сотрудничество с родителями, с целью повышении их педагогической компетентности и повышения результативности речевого развития воспитанников.
Использовали в работе разные формы взаимодействия, но наиболее эффективными оказались мастер-классы, семинары-практикумы, в процессе которых родители упражнялись в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, звуковом анализе слов, развитии мелкой моторики, которые они могут выполнять с детьми дома.
В детском саду был проведен «День открытых дверей», во время которого родители на практике увидели методы и приемы развития и воспитания, применяемые педагогами в работе с детьми, которые они могут вносить в семейное воспитание. Размещённые на сайте детского сада «Рекомендованные домашние задания для детей 5-6 лет с ОНР по лексическим темам недели», оказывали действенную помощь родителям при закреплении с детьми полученных знаний.
С целью повышения результативности в работе с детьми осуществляли тесную взаимосвязь с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Это отражалась в таких формах работы как консультации, совместные беседы по подведению итогов коррекционно - развивающей работы. Педагоги систематически получали информацию об успехах и неудачах детей, совместно с ними мы искали пути решения возникающих проблем в развитии воспитанников.