МААМ-картинки

Проектная деятельность, как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей

Зилара Зайдуллина
Проектная деятельность, как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей

В начале своего выступления обращаю ваше внимание, что проектная деятельность подразумевает очень тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Музыкальному руководителю при использовании проектного метода необходимо активно взаимодействовать с воспитателями выбранной группы детей, т. к. без такой взаимосвязи реализовать поставленные задачи скорее всего будет невозможно, либо такая реализация будет неполной и неэффективной.

Публикация «Проектная деятельность, как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей» размещена в разделах

И воспитатель, и музыкальный руководитель детского сада – представители одной профессиональной группы: педагоги. Требования к личным качествам музыкального руководителя и воспитателя, выделенные О. П. Радыновой, единые.

Приведем, в качестве примера, некоторые –

- инициативность;

- артистизм;

- находчивость;

- изобретательность;

- организованность;

- ответственность;

- любовь к детям и пр.

Таким образом, я подчеркиваю необходимость активного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей для достижения общих целей, в том числе и в проектной деятельности. Педагог является ключевой фигурой в процессе формирования образования. Должен быть мобильным, готовым к переменам, способным адаптироваться к нестандартным ситуациям, быть ответственным в принятии решений. В Профессиональном стандарте педагога отмечается, что педагог должен уметь организовывать исследование, обнаруживать закономерности и доказательства в частных и общих ситуациях; проектировать и моделировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду; планировать, реализовывать и анализировать исследовательские проекты, корректировать индивидуальную образовательную траекторию воспитанников.

Из этого вытекает необходимость развития проектно-исследовательской компетентности, выражающейся в ориентировании педагога в информационном пространстве; в самостоятельном конструировании своих знаний; в анализе возникающих проблем и ситуаций; в прогнозировании ожидаемого результата при эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Цель: развитие компетентности педагогов в области применения проектной деятельности.

Задачи: - повысить мотивацию и вызвать интерес у педагогов к проектной деятельности;

- проанализировать составляющие проектной деятельности;

- сформулировать основные принципы проектной деятельности в ДОУ и этапы работы над проектом.

Актуальность: проектная деятельность становится неотъемлемой частью педагогического процесса, охватывая практически все сферы деятельности дошкольника в ДОУ и приобретает свойства универсальности и эффективности как метод реализации педагогических задач.

В основе технологии проектирования лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Поисковое поведение зачастую блокируется подавлением детской инициативы, это влечет за собой развитие пассивной позиции и в будущем, в школе, в жизни, нерешительность и неуверенность перед проблемными ситуациями во взрослом возрасте.

Терпение, любовь к ребенку, вера в его возможности необходимы педагогу при применении технологии проектирования. Этот метод сложно вписывается в традиционные существующие формы дошкольного воспитания и обучения, что затрудняет его практическое применение.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Кратко этапы работы над проектом представлены на экране. Разберем подробнее последовательность работы над проектом.

ПРОЕКТ-это «пять П»

1 Проблема

2 Проектирование (планирование)

3 Поиск информации

4 Продукт

5 Презентация

Шестое «П» это портфолио проекта, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы

Существует несколько типологий проектов. Рассмотрим некоторые из них.

Типология проектов в ДОУ (по Е. С. Евдокимовой) :

- по доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

В качестве примера проекта доминирующей деятельности для музыкальных руководителей могут быть проекты по восприятию музыки, либо развитию каких-либо исполнительских навыков, т. е. такие проекты, в которых присутствует какой-либо вид доминирующей деятельности.

В проекте «Мы – артисты!» доминирующим видом деятельности стала театрализация и развитие артистических способностей детей. Этот проект был примечателен активным участием родителей воспитанников, родители выступали вместе со своими детьми. Хочу подчеркнуть, что без слаженного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей группы этот проект не смог бы состояться.

- по характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности);

Примером может стать проект, в котором дети с музыкальным руководителем самостоятельно устанавливают какие-то правила поведения – допустим в рамках проекта «Мы – зрители!» самостоятельно разрабатывать правила поведения в театре, на концерте.

- по характеру участия ребенка в проекте (ребенок - Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов);

Скорее всего в проекте музыкальных руководителей дети будут брать на себя роли Исполнителя, Участника, нежели Заказчика и Эксперта.

- по характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);

По характеру контактов проекты музыкального руководителя могут стать самыми разнообразными.

- по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный);

Учитывая загруженность утренниками, праздниками, развлечениями в течение учебного года, на мой взгляд, музыкальный руководитель отдаст предпочтение групповому либо фронтальному проекту, т. к. учитывая специфику работы они окажутся наиболее эффективными.

- по продолжительности (краткосрочный – 1-2 недели, месяц, средней продолжительности – 2-4 мес., долгосрочный – учебный год). Для музыкальных руководителей скорее всего по продолжительности будут представлять интерес краткосрочные – до месяца (приблизительно 2-3 недели длится подготовка к празднику). Но, на мой взгляд, учитывая творческую фантазию присущую всем музыкальным руководителям, любой тип проекта может представлять интерес для реализации.

Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой) :

- исследовательско- творческий (дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна – старший дошкольный возраст);

- ролево-игровой (используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы – с младшей группы);

- информационно-практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др. – со средней группы);

- творческий (оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. - со второй младшей группы).

С большей долей вероятности для музыкальных руководителей станут более привлекательными творческие проекты (в виде праздника, концерта) и ролево-игровые.

Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Внимательный педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.

Основные требования к использованию метода проектов :

- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;

- самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;

- практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Структура проекта, адаптированная к ДОУ:

1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени;

2 - Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы) На данном этапе необходимо найти ответы на следующие вопросы:

К кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу)

В каких источниках можно найти информацию?

Какие предметы использовать? (принадлежности, оборудование)

С какими предметами научиться работать для достижения цели?

3 - Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы)

4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)

Методические рекомендации к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой)

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели); 3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);

4. Обсудить план с семьями;

5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);

6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);

8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта;

9. Дать домашние задания родителям и детям;

10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);

1 1. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т. п.);

1 2. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

Результаты проведенных исследований показывают, что дошкольники успешно проявляют себя в проектной деятельности. Наблюдения выявляют отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, личностном росте дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. В межличностных отношениях дошкольников происходят существенные изменения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Происходят перемены в отношениях между детьми и родителями, дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Значение метода проектирования для творческого развития дошкольника становится очевидным.

Подводя итоги своего выступления постараюсь дать ответ на вопрос:

в чем же заключается эффективность технологии проектирования в творческом развитии музыкального руководителя?

На протяжении всего периода работы над проектом у педагога происходит повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, к самообразованию. Педагог становится партнером для дошкольника, что отвечает современным принципам образования, его базовым ценностям. К педагогу приходит понимание развивающих возможностей метода проектов в работе с детьми. Проектная деятельность открывает неограниченные возможности для реализации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей, происходит открытие друг другу неожиданных творческих сторон личности и вдохновляет всех участников на покорение новых вершин.

На заключительном этапе, во время презентации проекта для педагога предоставляется возможность для самовыражения и публичного выступления, развиваются презентационные умения и навыки, а также развитие критичности, умений самоанализа (рефлексии). Умение пользоваться проектным методом — показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Как появилась музыка?» Проект «Как появилась музыка?» Паспорт проекта: Вид проекта: исследовательский, детский. Тема проекта: «Как появилась музыка?» (исследование.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов» Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность, как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей
Опубликовано: 26 марта 2020 в 08:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность, как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей» (включая файлы) размещена пользователем Зилара Зайдуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД