Зилара Зайдуллина
Проектная деятельность, как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей
В начале своего выступления обращаю ваше внимание, что проектная деятельность подразумевает очень тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Музыкальному руководителю при использовании проектного метода необходимо активно взаимодействовать с воспитателями выбранной группы детей, т. к. без такой взаимосвязи реализовать поставленные задачи скорее всего будет невозможно, либо такая реализация будет неполной и неэффективной.
Публикация «Проектная деятельность, как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
И воспитатель, и музыкальный руководитель детского сада – представители одной профессиональной группы: педагоги. Требования к личным качествам музыкального руководителя и воспитателя, выделенные О. П. Радыновой, единые.
Приведем, в качестве примера, некоторые –
- инициативность;
- артистизм;
- находчивость;
- изобретательность;
- организованность;
- ответственность;
- любовь к детям и пр.
Таким образом, я подчеркиваю необходимость активного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей для достижения общих целей, в том числе и в проектной деятельности. Педагог является ключевой фигурой в процессе формирования образования. Должен быть мобильным, готовым к переменам, способным адаптироваться к нестандартным ситуациям, быть ответственным в принятии решений. В Профессиональном стандарте педагога отмечается, что педагог должен уметь организовывать исследование, обнаруживать закономерности и доказательства в частных и общих ситуациях; проектировать и моделировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду; планировать, реализовывать и анализировать исследовательские проекты, корректировать индивидуальную образовательную траекторию воспитанников.
Из этого вытекает необходимость развития проектно-исследовательской компетентности, выражающейся в ориентировании педагога в информационном пространстве; в самостоятельном конструировании своих знаний; в анализе возникающих проблем и ситуаций; в прогнозировании ожидаемого результата при эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Цель: развитие компетентности педагогов в области применения проектной деятельности.
Задачи: - повысить мотивацию и вызвать интерес у педагогов к проектной деятельности;
- проанализировать составляющие проектной деятельности;
- сформулировать основные принципы проектной деятельности в ДОУ и этапы работы над проектом.
Актуальность: проектная деятельность становится неотъемлемой частью педагогического процесса, охватывая практически все сферы деятельности дошкольника в ДОУ и приобретает свойства универсальности и эффективности как метод реализации педагогических задач.
В основе технологии проектирования лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Поисковое поведение зачастую блокируется подавлением детской инициативы, это влечет за собой развитие пассивной позиции и в будущем, в школе, в жизни, нерешительность и неуверенность перед проблемными ситуациями во взрослом возрасте.
Терпение, любовь к ребенку, вера в его возможности необходимы педагогу при применении технологии проектирования. Этот метод сложно вписывается в традиционные существующие формы дошкольного воспитания и обучения, что затрудняет его практическое применение.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Кратко этапы работы над проектом представлены на экране. Разберем подробнее последовательность работы над проектом.
ПРОЕКТ-это «пять П»
1 Проблема
2 Проектирование (планирование)
3 Поиск информации
4 Продукт
5 Презентация
Шестое «П» это портфолио проекта, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы
Существует несколько типологий проектов. Рассмотрим некоторые из них.
Типология проектов в ДОУ (по Е. С. Евдокимовой) :
- по доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)
В качестве примера проекта доминирующей деятельности для музыкальных руководителей могут быть проекты по восприятию музыки, либо развитию каких-либо исполнительских навыков, т. е. такие проекты, в которых присутствует какой-либо вид доминирующей деятельности.
В проекте «Мы – артисты!» доминирующим видом деятельности стала театрализация и развитие артистических способностей детей. Этот проект был примечателен активным участием родителей воспитанников, родители выступали вместе со своими детьми. Хочу подчеркнуть, что без слаженного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей группы этот проект не смог бы состояться.
- по характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности);
Примером может стать проект, в котором дети с музыкальным руководителем самостоятельно устанавливают какие-то правила поведения – допустим в рамках проекта «Мы – зрители!» самостоятельно разрабатывать правила поведения в театре, на концерте.
- по характеру участия ребенка в проекте (ребенок - Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов);
Скорее всего в проекте музыкальных руководителей дети будут брать на себя роли Исполнителя, Участника, нежели Заказчика и Эксперта.
- по характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);
По характеру контактов проекты музыкального руководителя могут стать самыми разнообразными.
- по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный);
Учитывая загруженность утренниками, праздниками, развлечениями в течение учебного года, на мой взгляд, музыкальный руководитель отдаст предпочтение групповому либо фронтальному проекту, т. к. учитывая специфику работы они окажутся наиболее эффективными.
- по продолжительности (краткосрочный – 1-2 недели, месяц, средней продолжительности – 2-4 мес., долгосрочный – учебный год). Для музыкальных руководителей скорее всего по продолжительности будут представлять интерес краткосрочные – до месяца (приблизительно 2-3 недели длится подготовка к празднику). Но, на мой взгляд, учитывая творческую фантазию присущую всем музыкальным руководителям, любой тип проекта может представлять интерес для реализации.
Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой) :
- исследовательско- творческий (дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна – старший дошкольный возраст);
- ролево-игровой (используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы – с младшей группы);
- информационно-практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др. – со средней группы);
- творческий (оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. - со второй младшей группы).
С большей долей вероятности для музыкальных руководителей станут более привлекательными творческие проекты (в виде праздника, концерта) и ролево-игровые.
Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Внимательный педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.
Основные требования к использованию метода проектов :
- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
- самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;
- практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Структура проекта, адаптированная к ДОУ:
1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени;
2 - Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы) На данном этапе необходимо найти ответы на следующие вопросы:
К кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу)
В каких источниках можно найти информацию?
Какие предметы использовать? (принадлежности, оборудование)
С какими предметами научиться работать для достижения цели?
3 - Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы)
4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)
Методические рекомендации к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой)
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели); 3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
4. Обсудить план с семьями;
5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);
8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта;
9. Дать домашние задания родителям и детям;
10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);
1 1. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т. п.);
1 2. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Результаты проведенных исследований показывают, что дошкольники успешно проявляют себя в проектной деятельности. Наблюдения выявляют отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, личностном росте дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. В межличностных отношениях дошкольников происходят существенные изменения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Происходят перемены в отношениях между детьми и родителями, дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
Значение метода проектирования для творческого развития дошкольника становится очевидным.
Подводя итоги своего выступления постараюсь дать ответ на вопрос:
в чем же заключается эффективность технологии проектирования в творческом развитии музыкального руководителя?
На протяжении всего периода работы над проектом у педагога происходит повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, к самообразованию. Педагог становится партнером для дошкольника, что отвечает современным принципам образования, его базовым ценностям. К педагогу приходит понимание развивающих возможностей метода проектов в работе с детьми. Проектная деятельность открывает неограниченные возможности для реализации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей, происходит открытие друг другу неожиданных творческих сторон личности и вдохновляет всех участников на покорение новых вершин.
На заключительном этапе, во время презентации проекта для педагога предоставляется возможность для самовыражения и публичного выступления, развиваются презентационные умения и навыки, а также развитие критичности, умений самоанализа (рефлексии). Умение пользоваться проектным методом — показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Спасибо за внимание!