Матвеева Екатерина
Проектная деятельность как средство развития деткой инициативы у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье представлен материал по развитию детской инициативы через использование проектной деятельности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, проектная деятельность, детская инициатива, сенситивный период, дошкольники.
Темочки:
Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.).
Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу которых относится инициативность. Инициативность традиционно трактуется как качество личности, ее способность к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности.
Важнейшее значение поддержки детской инициативы для развития самостоятельности, инициативности и обеспечения всестороннего развития личности дошкольника признается большинством исследователей, однако единого понимания термина инициативность в настоящий момент в науке не существует.
Инициатива (лат. initium — начало) – решение человека, которое принимается самостоятельно и влечет за собой активное действие. Инициатива важна для достижения целей – как в повседневной практике, так и в глобальной перспективе
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует над ситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. Таким образом, процесс интериоризации относится не только к отдельным действиям и психическим функциям, но и к деятельности ребенка в целом.
Для развития вех видов детской нициативы – коммуникативной, познавательной, речевой и творческой в нашей группе мы использовали проектную деятельность. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
В течении года в пространстве группы были реализованы такие проекты как : долгосрочный проект «Новогодний калейдоскоп идей», краткосрочные творческие проекты «Здравствуй, Масленица», «Мы защитники страны» посвященный 23 февраля – Дню защитника Отечества, «Число восьмое – не простое» посвященный международному женскому дню, длительный поисково-исследовательский проект «Почему День Победы – это «Праздник со слезами на глазах?».
В процессе организации и проведении всех вышеперечисленных проектов мы использовали модель трех вопросов – Что дети знают? Что бы хотели узнать? Где можно найти информацию?