Лучший педагог года

Проектная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОУ

Светлана Клопова
Проектная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОУ

Вопросы социального развития детей дошкольного возраста являются одними из основополагающих в дошкольной педагогике и возрастной психологии, поскольку именно то, как ребенок в детстве усвоил нормы и установки, становится основой полноценной адаптации человека в социальном окружении. Социализация, по мнению А. В. Мудрика, это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения принятых в обществе. Осуществляется социализация, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это родители, то семья выступает первым и главным «институтом социализации». Основы социального развития детей дошкольного возраста освещали в своих трудах Л. С. Выготский А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, М. И., Лисина и многие другие. По мнению Л. С. Выготского социальное развитие детей в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многочисленные специалисты по психологии отмечают значимость партнерства малыша с окружающими людьми в усвоении им общественного опыта, овладении нравственными общепризнанными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками, что подтверждают труды Я. Л. Коломинского, B.C. Мухиной, Б. Стеркиной. Направления социализации личности ребенка зависят от возрастных особенностей и определяются типом ведущей деятельности дошкольников. Лиман Н. А. указывает на то, что в соответствии с возрастом главным в развитии личности ребенка является следующее: для детей до года самое важное – общение внутри семьи, где усваиваются основы информации об окружающем мире, формируются шаблоны поведения; в возрасте до 3 лет появляется потребность в общении со сверстниками, дети учат друг друга тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать, от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем. Н. А. Михайленко акцентирует внимание на то, что в дошкольном возрасте социальное развитие происходит в основном через игру, дидактическую, сюжетно- ролевую, театрализованную. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях образование детей проводится в игровой деятельности, которая направлена на то, чтобы представить информацию в простой, игровой форме – то есть той, которая будет доступна дошкольникам. В настоящее время наибольшую популярность приобретает организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста, что дает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Проекты в дошкольном учреждении носят, как правило, развивающий характер, так же являются средством социализации дошкольников.

По мнению Б. И. Цыганковой проекты подразделяются на творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские, в дошкольном образовательном учреждении чаще всего применяют творческие, исследовательские и ролевые виды. Метод проектов в основном применяется в работе со старшими дошкольниками, так как дети этого возраста более внимательные, самостоятельные, наблюдательные, у них в достаточной степени развиты способности к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности. Многие авторы, в частности Н. О. Лебедева обращает внимание, что ключевой целью организации проектной деятельности в ДОУ является развитие инициативы детей, творческой активности, так же отмечают, что возрастные особенности накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности дошкольников и необходимо начинать вовлекать детей в проектную деятельность с раннего возраста. Обуславливает эту необходимость то, что именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные установки, личностные качества и отношения. Проекты в детском саду реализуются педагогом по намеченному плану, цель, тему и продукт проекта определяет воспитатель. На данном этапе педагог необходимо помогает детям принять задачу, мотивирует на ее выполнение, делает цель проекта личностно значимой для каждого ребенка. Проект является конечным результатом деятельности ребенка, который отражает уровень развития познавательного интереса, творческий активности, коммуникативных навыков, социальной адаптации. В дошкольных учреждениях реализуются разнообразные проекты «Семейные традиции», «Мой город», включается в темы проектов ближайшее и дальнее социальное окружение ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица города, страна, правила безопасности поведения. В рамках работы над проектами подбирается литература, иллюстрационный материал, составляются фотоальбомы, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе». Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает библиотека, в которую входят «Сборник пословиц и поговорок о семье», «Сборник стихов о семье», «Сборник загадок о семье», «Сборник высказываний и афоризмов о доме, браке и семье». В ходе работы над проектами у детей формируются представления о культурных традициях семьи, о профессиях родителей и родословной своей семьи. Содержание многих проектов направленно на ознакомление с родным краем, городом, его историей, природой, промышленностью, традициями и культурой, а так же знаменитыми людьми. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания любви к родному краю, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. В рамках реализации познавательного проекта «Я и мой город» проводятся мероприятия, которые направленны на развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу: проводится просмотр слайдов и видеофильмов о

городе, который позволяет «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. На прогулках и экскурсиях дети непосредственно познают достопримечательности родного города, посещают памятные места города. Продуктом данного проекта являются журналы, газеты о малой родине, карты города, маршруты экскурсий и прогулок по городу. В рамках познавательного проекта проводятся встречи с интересными людьми, обсуждаются и составляются рассказы о профессиях родителей-горожан. Воспитанники включаются в празднование событий, связанных с жизнью города: праздник «День города», «Память Победы». Совместно с родителями проводятся социальные акции: высаживаются деревья и цветы на территории детского сада, воспитанники принимают участие в социально-значимых событиях, происходящих в городе: возложение цветов к мемориалам воинов и чествование ветеранов в праздник 9 мая. Социальное развитие детей дошкольного возраста - процесс длительный, в зависимости от успешности процесса ребенок постепенно принимает на себя некую роль в обществе, учится вести себя согласно с правилами и нормами социума. Реализация социально-значимых проектов позволяет сформировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к членам своей семьи, к малой Родине. Дети проявляют любознательность по отношению к родному городу, приобщаются к жизни в обществе, знакомятся с различными социальными ролями: Я – член коллектива и семьи, мальчик или девочка, Я – россиянин, Я – часть природы, проекты позволяют ребенку почувствовать себя социально активным и осознать значимость своих поступков и поведения для окружающих людей и природы.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 4 октября 2024 в 06:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Клопова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД