Наталья Нечаева
Проектная деятельность как способ интеграции познавательного и физического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. С ростом и развитием ребенка его познавательнаяактивность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний и умений, навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Публикация «Проектная деятельность как способ интеграции познавательного и физического развития детей» размещена в разделах
Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности.
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е., изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.
Использование метода проектов в деятельности дошкольников – принципиально иной путь к построению образовательного процесса, основанный на активной позиции детей с учётом их личных интересов. Как показывает практика, использование в образовательной деятельности метода проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений. Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему, вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект.
В образовательной практике выделяют следующие этапы работы над проектом :
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели :
к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, др.);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
с какими предметами научиться работать.
3. Выполнение проекта (практическая часть).
4. Публичное представление продукта проектной деятельности.
5. Подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Образовательная программа детского сада предусматривает гармоничное развитие личности дошкольника разных направлениях.
Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Метод проектной деятельности представляет собой наиболее эффективную форму интеграции образовательных областей, способствующую становлению субъектных качеств личности ребенка, где в основе каждого проекта лежит проблема.
Познавательное и физическое развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Еще Жан Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Исследования показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивной сферы, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов.
В наше время физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина. Разнообразиедвигательных действий позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции, что по большому счету и является главной целью познания.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является физкультурно – оздоровительное. В целях укрепления здоровья и физического развития детей в образовательном учреждении реализован проект «Будь здоров». Работая над проектом, мы с детьми искали ответ на вопрос «Что помогает нам быть здоровым?». Проводили беседу «Наши верные друзья», где дети обсуждали о пользе режима, гигиенических навыков, физических упражнений. Совместно с родителями придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, составили рецепт «Салата здоровья». В детском саду провели физкультурный досуг «В здоровом теле – здоровый дух», где целью было формирование у детей здорового образа жизни. Вместе с ребятами были сделаны нестандартное оборудование. С детьми и родителями был организован поход, в котором дети познакомились с правилами поведения на отдыхе, о возможных травмирующих ситуациях и способах их избежать. Проект помог детям узнать : элементарные правила безопасности; сведения о некоторых органах и значении их в жизнедеятельности человека; важности охраны, сохранения и укрепления здоровья.
Так как на физкультурных занятиях дети очень часто встречаются с математическими отношениями возникла идея создать проект «Математика и Физическая культура», целью которого было создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечивающее успешное развитие способностей и мышления детей.
В образовательной деятельности дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток. Было проведено спортивное развлечение «Путешествие в мир математике», в котором дети выполняли не только физические упражнения, но и задания на логику, мышления.
В каждом проекте подобраны двигательные игровые упражнения, подвижные игры; музыкально-ритмические комплексы.
По окончании проектов был сделан следующий вывод. В ходе реализации проекта у детей отметился повышенный интерес к двигательной игровой активности, дети лучше и быстрее воспринимали полученную информацию, т. о. проектный метод в организации деятельности детей доказал своё преимущество и эффективность.