Елена Журбенко
Самообразование «Народные игры как средство физического развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности.
Публикация «Самообразование „Народные игры как средство физического развития детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием русского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои.
Русские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и разноплавность действий. Игры разноплановы по содержанию и организации. Почти все игры были рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих.
Особенностью детских игр было объединение в них детей примерно одного возраста, близлежащих домов или одной улицы. Игры основывались на этнических воззрениях участников, проводились при соблюдении уговора или правил. Они определяли весь ход игры, регулировали действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействовали формированию настойчивости, воли. Каждый участник игры должен был ее изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о нем могли говорить как о достойном участнике игры. При таком отношении к играм каждый участник привносил что-то свое, творческое. Это всегда высоко ценилось как основное достоинство игрока.
Большинство игр не требовало специально оборудованного места и материала, за исключением игр на развитие меткости и глазомера.
В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный неповторимый игровой фольклор.
Ознакомление детей с народными играми рекомендуется осуществлять на основе комплексного метода. На первом этапе воспитатель ставит цель развитие познавательного интереса к русским народным играм. Педагог раскрывает их многообразие и колорит, объясняет, что в играх отражен трудовой и бытовой уклад жизни чувашей. Работа проводится в ходе занятий познавательного цикла.
На втором этапе педагог знакомит детей с самими играми. Детям младшего дошкольного возраста объяснение игры предлагается поэтапно, в ходе игровых действий. Детям постарше объяснение дается перед началом игры. При этом имеет значение последовательность объяснения: дать название игры; раскрыть ее содержание ; уточнить правила; показать или напомнить игровые движения; распределить роли; разместить детей на площадке; начать игровые действия.
При повторном проведении игры вместо объяснения следует вспомнить с воспитанниками некоторые ее основные моменты. В остальном схема действий педагога сохраняется.
На третьем этапе осуществляется углубленное постижение игры. Воспитатель учит детей создавать ее варианты. Первоначально вариант вносит сам педагог. На этой ступени важно помочь детям установить связь предложенной игры с первоисточником. Педагог может воспользоваться готовым вариантом народной игры или создать ее самостоятельно, учитывая уровень развития воспитанников. При варьировании игр вносят усложнения в движения и действия водящего, играющих, могут меняться расположения игроков на площадке, способы выбора водящего, подачи сигнала к действию. В дальнейшем педагог предлагает воспитанникам видоизменить игру. Особую роль при этом играет метод творческих заданий. Перед детьми ставятся задачи, пробуждающие творческую активность, инициативу и самостоятельность. Дети сами придумывают правило, игровое действие, решают двигательную задачу.
Обучение детей созданию подвижных игр на фольклорные сюжеты завершает работу по углубленному изучению народных игр. Деятельность педагога включает в себя ряд последовательных шагов. Он знакомит детей с фольклорным произведением, организует беседу по содержанию, помогает подобрать движения для передачи образа. Активизирует знания детей о структуре и особенностях чувашских народных игр.
К шести годам дети, при соответствующей подготовке, могут не только придумать вариант знакомой игры, усложнить ее, дополнить новыми правилами, но и создать простые подвижные игры на фольклорные сюжеты, самостоятельно организовать их проведение.