Марина Витальевна Агафонцева
Проектная деятельность дошкольников. Опыт реализации проекта «Русская березка»
▼ Скачать + Заказать документы
М. В. Агафонцева
Центр детского творчества «Ипатьевская слобода» города Костромы
agafoncev-alekcei@mail.ru
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РУССКАЯ БЕРЕЗКА».
На сегодняшний день экологическое образование детей дошкольного возраста стало важной частью образования. Если мы не сможем объяснить и научить детей любить и уважать природу, они обречены стать равнодушными к ней, когда вырастут.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Всем известно, что береза является одним из символов нашей страны. Нет на Руси такого дерева, о котором было сложено множество пословиц и поговорок и спето песен. Это дерево получило название «береза» благодаря своей белой коре.
Этот проект призван научить детей видеть красоту природы, узнать, какую пользу приносят деревья, в нашем случае березка, рассказать о кра-соте русских лесов, о пропетых песнях, написанных стихах во славу ее, на-блюдать за березой в разные времена года.
Данная статья посвящена значению краеведческого дела в воспитании детей дошкольного возраста. B статье также показана особенности применения мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста, показана методика использованием приемов мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста краеведенью.
Ключевые слова: дошкольный возраст, экологическое образование, родная природа, эмоциональное восприятие, краеведенье, береза, окружающая среда, мнемотехника, краеведческий компонент.
М. V.Agafontceva,
Center for Children’s Creativity "IpatievSloboda".
PROJECT ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. PROJECT "RUSSIAN BIRCH".
Today the environmental education of preschool children is top of the agenda. If we fail to explain and teach kids to love and respect nature, they are bound to be indifferent to it when they grow up.
The article shows the effectiveness of project activity for educational of the system of additional education
Everybody knows that a birch is one of symbols of our country. There is no such tree in Russia to which a lot of proverbs and sayings were composed and songs were sung. This tree has got a name “birch” thanks to its white bark.
This project is intended to teach children to see the beauty of nature, to learn what good trees, in our case the birch tree, can do, to talk about the beauty of Russian forests, songs that have been sung, poetry written in praise of it, to watch the birch tree in different seasons.
This article is devoted to the importance of the study of local lore in the education of preschool children. The article describes the features of the use of mnemonics in teaching children of older preschool. The work with the use of mnemonic techniques is described in teaching children of older preschool age to compose stories about nature.
Keywords : education of preschool children, ecological education, native nature, emotional perception of native nature, birch, environment, mnemonics, regional component.
Дополнительное образование сегодня это не только досуговая деятельность детей, но и их всестороннее развитие. В связи с этим использование нетрадиционных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования актуально. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным. Вовлечение дошкольников в проектную деятельность превращает обучение в развивающую игру.
Основная цель применения дидактического материала «Русская берез-ка» – развитие и совершенствование познавательно-речевой деятельности дошкольника с помощью средств знаковой символики на основе краеведче-ского компонента.
Цель реализации краеведческого компонента – создание условий для развития личности дошкольников, формирование у учащихся системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значения их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества.
Задачи:
1. Развивать устойчивый интерес учащихся к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам, происходящим в Костромской области, через знакомство с образом «Русской березки» в различных видах искусств.
2. Воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, бережного отно-шения к природе и ее богатствам через изучение особенностей природы родного края и развитие интереса к берестяному промыслу.
3. Сформировать основы краеведческой культуры и мышления, и свя-занного с ними умения оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности – представлениео ценных свойствах березы и их использование внародных промыслах, медицине.
4. Развивать у обучающихся умения самостоятельно находить новую информацию из различных источников (карты, мнемосхемы, живопись, ли-тература, информационные ресурсы сети Интернет).
Актуальность использования мнемотехники заключается и в том, что символ как средство обучения мало изучался. В детском возрасте есть воз-можность развивать и корректировать способности к символизации, что имеет большое значение в решении творческих задач, а также при смене ведущего вида деятельности. Перспективы предлагаемого направления связаны с оптимизацией развития ребёнка в условиях дополнительного образования посредством применения дидактических материалов. Использование знаковой символики для обучения заучиванию стихотворений, пословиц, скороговорок увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотехника облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Таким образом, использование знаков-символов при реализации крае-ведческого компонента дает положительные результаты, а именно:
– позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника;
– дает возможность осознать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала;
– развивает слуховые и зрительные анализаторы;
– облегчает и ускоряет процесс запоминания;
– повышает наблюдательность, дает ему возможность заметить особенности;
– способствует развитию памяти, связной речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией;
– учит детей видеть красоту образа (природы) и помогает делать высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными.
Применение проектной технологии позволяет ввести в практику рабо-ты с дошкольниками новые формы получения информации [1,с. 5].
Нами разработан и реализуется еще проект «День рождения Русской березки». Проект рассчитан на детей 6-7 лет и его важной частью является знакомство с ремеслами Костромской области и мастерами-ремесленниками (В. Е. Шантырева) [2]. Например, карточки для словарной работы по теме: «Изделия из бересты» (пестерь, солонка, туесок, лапти, кузовок) (рис. 1). Другим примером могут служить карточки-символы для заучивания стихо-творенийрусской классики (А. Прокофьев «Русская берёзка») (рис. 2).
Рис. 1. Изделия из бересты
Рис. 2. А. Прокофьев «Русская берёзка»
Реализуя краеведческий компонент в дополнительном образовании, мы столкнулись с тем, что приобщение дошкольников к традициям и обычаям родного края невозможно без приобщения к предметам старины. Только познакомив детей с особенностями родного края, можно пробудить в сердце ребенка интерес к нему, можно показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к Родине. Знакомясь с природой родного края ребенок осознает себя живущим в данный временной период и таким образом приобщается к богатствам национальной культуры. Обучение становится более наглядным, практически ориентированным, а значит актуальным и полезным для учащегося. Тем самым, краеведческий аспект является очень важным для познавательной мотивации и формирования реальной заинтересованности в проектной деятельности. Кроме того, наличие краеведческого компонента делает любой проект связанным с реальными условиями жизни детей
Список источников
1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании Методическое посо-бие – М. :Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с.
2. Кочев М. С. Секреты бересты - М : Проф-Издат, 2009. – 80с.
3. Соломатина Г. Н., Рукавишникова Е. Е. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет. Методическое пособие | Издательство: ТЦ Сфера Серия: Прежде, чем начать писать, 2022.