Папки-передвижки

Проектная деятельность дошкольника

Мария Светлова
Проектная деятельность дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Метод проектной деятельности основан на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

Публикация «Проектная деятельность дошкольника» размещена в разделах

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребёнок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществится сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребёнок удерживает сознании целый ряд вариантов. При наличии нескольких вариантов появляется возможность их анализа путём сопоставления друг с другом, выявление их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику понять то, что он собирается делать и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребёнок может использовать различный материал. При сравнении рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям понять друг друга, установить доверительные отношения.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это пять «П». Проблема – проектирование - поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» - его портфолио, т. е. папка, в котором собраны все рабочие материалы проекта.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы, но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта.

Возможные формы вариантов оформления проектов : видеофильм, альбом, натуральные объекты, макеты, исследования, газета, игра, карта, костюм, оформление группы, сценарий, праздник, экскурсия и т. п.

Выделяют 3 основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую, нормативную.

Исследовательская проектная деятельность.

Цель: Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.

Творческая проектная деятельность.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребёнок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор даётся детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно её оценивать, т. е. понимать насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей.

Нормативная проектная деятельность.

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на 3 группы:

а) запрещающие,

б) позитивно-нормирующие,

в) поддерживающие инициативу дошкольника, проводящие к созданию нормы – нормотворческие.

Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Также можно выделить проекты :

- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.

- по продолжительности: длительный, краткосрочный и т. д.

- по предметно-содержательной деятельности : монопроект, в рамках одной области знаний; межпредметный проект, на стыке различных областей.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному план и т. д. уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к друг, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношение. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.

Достоинства метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями. В ходе подобных дискуссий определяются его следующие позиции.

1. Метод проектов динамично отражает меняющуюся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущим потребностям детей.

2. Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование : даёт четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка.

3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.

4. Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижения оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развития способностей, мышления, формирования практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

5. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Неделя потешек»Проектная деятельность «Неделя потешек» Проектная деятельность «Неделя потешек» Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г. Тип проекта: ролево-игровой,.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов»Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов» Мир музыки интересен и важен для всех. В начале учебного года в ДОУ запущен музыкально – образовательный проект для детей старшей и подготовительной.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Автор публикации:
Проектная деятельность дошкольника
Опубликовано: 24 мая 2021 в 14:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Мария Светлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД