Людмила Кикина
Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – ведущая деятельность дошкольника»
Подготовила: Л. В. Кикина
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный
цветок.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Игра — ведущая деятельность дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, сказочным, радостным. Игра зарождается уже в грудном возрасте. Активно действовать, играть ребенок может только в состоянии комфорта, когда его ничего не беспокоит, он сыт и выспался.
С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок познает мир людей: как они действуют с предметами, как относятся к животным, природе, друг другу и т. д. И играя начинает воспроизводить отдельные наиболее значимые и понятные ему события из настоящей жизни, но не копирует их, а многое делает «понарошку». В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Именно в игре обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник замещает предметы, а также берет на себя ту, или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего ребенок изображает в игре взрослых людей: маму, папу, воспитательницу, врача, шофера и т. д. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
( Например: при исполнении роли покупателя ребенок постигает, что он не может уйти из магазина или аптеки, не заплатив за покупку и т. д.)
Советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…». (т-4, с 366)
Во что играют наши дети? – Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что играют они в «настоящую жизнь». Чтобы обогатить игру ребенка необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному участию во всех домашних делах. С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: выезд на природу, поход в парк, службу в Армии и пр.
Как играют дети? – Младшие дошкольники играют, как правило в одиночку, без сверстников. От взрослого они ждут помощи, поддержки, поощрения. В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Дошкольник, играя самостоятельно любит, чтобы при этом присутствовали взрослые: ему уютно, он чувствует не только защищенность, но и внутреннюю поддержку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Дети выделают роли и правила, на которых строятся взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся в игре – это или семейные, или воспитательные, или профессиональные, или сказочные. В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, они уже гораздо отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий. Многие предметы натурального характера, используемые в играх младших дошкольников, заменяются условными. ( Например: обычная палка может быть ножом, вилкой, микрофоном и т. д.) В игре впервые проявляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские способности, умения и навыки. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.
Цель игры направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Средствами игры: являются знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях и действиях ребенка.
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
Все виды игр можно объединить в две большие группы:
1 группа – игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении, Ребята способные самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные решения игровых задач. Игры этой группы особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребенка.
2 группа – различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенных результатов. В этих играх решаются конкретные задачи воспитания и обучения. Они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которые должен усвоить, а в дальнейшем и следовать играющий.
К группе игр с фиксированной программой действия относятся: подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения.
Подвижные игры способствуют развитию и совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества,
и прежде всего скорость и ловкость. Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В этих играх дети получают новые знания, учатся обобщению, а также расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развивают память, внимание, наблюдательность; умение высказывать свои суждения, делать умозаключения. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Музыкальные игры благотворно влияют на развитие эмоционального отклика ребенка на музыку, развивают память и чувство ритма. Такие игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей дошколят, улучшают слух ребенка.
Игры-развлечения повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности.
Особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д. В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей, умение довести начатое дело до конца.
Для того, чтобы ребенок начал играть в «Магазин», «Библиотеку», «Поликлинику» и т. д. надо, чтобы он узнал о том, как работают продавцы, библиотекари, врачи и т. д. Поэтому игре предшествуют обычно наблюдения детей за жизнью и трудом взрослых.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свое пожелания относительно хода игры, если не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие речи.
Следует также следить за тем, чтобы после игры ребенок сам приводил в порядок свои игрушки. Для этого, прежде всего необходимо, чтобы взрослые в семье не давали повода ребенку думать, что можно не убирать за собой игрушки. Ребенок должен не только видеть, как взрослые, старшие сестры и братья убирают свои вещи после работы, приготовления уроков, еды, но также и сам убирать свои вещи и игрушки.
В некоторых случаях, если ребенок начал какую-либо сюжетную постройку или игру, надо сохранить построенное или подготовленное для игры до того времени, когда можно будет вновь вернуться к ней. Иногда дети играют в одну и ту же игру по несколько часов, а иногда и по несколько дней. Если к игре проявляется такой устойчивый интерес, то не следует ее нарушать.
В заключении хочется повторить: игра ребенка – это важная часть его жизни, и относиться к игре надо очень внимательно.
Игра - неотъемлемая часть развития Вашего ребёнка, главный плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности ребёнка, при которой он проявляет свои способности и видит результат своих действий.
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014;
А. И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду». «Просвещение», 1982,стр. 96;
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». «Просвещение», 1991, стр. 126;
Д. В. Менджерицкая "Воспитателю о детской игре", Москва, "Просвещение", 1982 г. (стр. 3-58)
Журнал "Дошкольное воспитание", 4/2002, (стр. 7-10);
Н. В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».- Ростов-на-Дону. : Феникс, 2008.- 251 с. ;
Г. К. Селевко "Современные образовательные технологии", М. : Народное образование, 1958г. (стр. 50-52).