казакова ирина
Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры»
Тип проекта : педагогический, творческий, долгосрочный
Возраст 6 -7 лет
Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители.
Актуальность проекта
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Публикация «Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры» размещена в разделах
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.
Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более трех лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности : познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы.
Так я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Поэтому цель моего проекта является :
Цель проекта : формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
• формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения;
• осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Развивающие задачи:
• развивать познавательные интересы и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о своем народе;
• создать пердметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у ребёнка ценностное отношение к окружающему миру, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, городу.
Оздоровительные задачи:
• Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.
Этапы реализации проекта
I этап – теоретический.
1. Выявление темы, выбор участников проекта
2 .Определение целей и задач
3 .Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации
4 .Разработка и определение критериев оценки результатов
5 .Планирование деятельности реализации долгосрочного проекта
I I этап - организационно - практический
* Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам поселка и района) .
* Игры. Беседы. Выставки. Просмотр видеофильмов. Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций. Чтение художественной литературы. Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря). в течении года воспитатели, воспитанники, родители
3 этап
Заключительный этап
Заключительный этап
Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества
Проведение литературной викторины «Что? Где? Когда?»
Оформление стенда в раздевалке по сказке В. Сутеева «Мешок с яблоками»
Проведение родительского собрания «Вместе с книгой я расту», на котором подводились итоги реализации проекта
Направление деятельности по реализации проекта
Направление работы Содержание деятельности
Работа с детьми • экскурсии-путешествия;
• интегрированные комплексные занятия;
• театрализованные представления;
• выставки,конкурсы ;
• презентации (рассказывание сказок с опорой на свои рисунки; инсценировка сказок) ;
• праздники, развлечения;
• кружковая работа
Работа с родителями • анкетирование;
• общие родительские собрания;
• групповые родительские собрания;
• консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные;
• выставки;
• конкурсы, викторины, выставки;
• наглядная информация; праздники, развлечения
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
• Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
• Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
• Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.