Наталья Волкова
Проект «Звук-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Звук — волшебник»
Автор проекта : Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Волкова Наталья Михайловна
МДОУ д\с №128 «о. в.» г. Магнитогорск
Задачи:
-Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
-Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности;
-Вовлекать дошкольников в разные виды художественно — эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы, и способы изготовления музыкальных игрушек — инструментов;
Публикация «Проект „Звук-волшебник“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
-Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках — инструментах
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы
Тип проекта : исследовательский
Проблемные вопросы:
-Что такое звуки?
-Где живут звуки?
-Какие бывают звуки?
-Сколько всего звуков?
-Почему их так много?
Гипотеза: дрожит, значит звучит.
Цель:Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним;
Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука;
Мероприятия по решению задач:
-Исследовательская деятельность детей «Звуки вокруг нас»
(шумы, звуки деревянные, звуки стеклянные, пластмассовые
звуки, шуршащие звуки, музыкальные звуки, звуки улицы)
( Домашнее задание: нарисовать шумы улицы и дома)
-Опыт «Музыка или шум?»
-Дидактическая игра «Что звучит?»
-Викторина «Музыкальные и немузыкальные звуки»;(с карточками красного и синего цвета)
-Творческая импровизация «Войдем в волшебный мир звуков»;
-Песня «В доме моем тишина» (и использованием музыкаль-
ных и немузыкальных звуков);
-Дидактическая игра «Найди парный звук»;
-Выставка музыкальных игрушек, музыкальных и шумовых инструментов;
-Музыкально - дидактическая игра «Эхо в лесу»;
-Сказка-шумелка «Заяц в лесу»;
-Игра «Копилочка»;
-Творческая мастерская (изготовление игрушек — самоделок для музыкального уголка);
-Открытое занятие проекта для детей подготовительной группы;
Предполагаемый результат:
-Расширился общий кругозор детей;
-Произошло развитие познавательной и речевой активности;
-Расширились знания детей о музыке, музыкальных и шумовых инструментах,
-Развились навыки применять теоретические знания на практике.
1 тема: «Шумовые и музыкальные звуки»
цель: знакомство детей с окружающими их звуками.
Беседа музыкального руководителя:
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличаются шумовые от музыкальных?
У шумовых звуков нет точной высоты — на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем.
Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно.
В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые — их создают многие ударные инструменты.
У музыкальных звуков имеется своя высоты, она — то и позволят отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте, нажав на клавишу или тронув струну.
Предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.
Опыт «Музыка или шум?»
цель: научить определять происхождение звуков и различать
музыкальные звуки и шумовые звуки.
Материал: металлофон, ксилофон, цитра, деревянные ложки,
металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками».
Ход опыта.
Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Музыкальный руководитель определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные.
Дети называют предметы, извлекают один — два звука, вслушиваясь в них. Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них и определяют, одинаковые будут звуки и почему.
Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов.
Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
Игра «Копилочка»
Копилочка, копилочка словечки про запас.
А где она находится? - (дети пожимают плечами)
Да в голове у нас. - (дети касаются ладонью своей макушки)
Я словечко в слух скажу. (дети произносят новое слово)
И в копилку положу. - (дети касаются ладонью своей макушки)
Повторю еще раз. (произносят слово еще раз)
И запомню в тот же час!
А завтра проверю! (говорком — грозят пальцем).
2 тема: «Где живут звуки?»
цель: Познакомить детей со звуками улицы и дома.
Закрепить знание звуков улицы и дома.
Сегодня мы совершим путешествие в волшебный мир звуков.
Начнем с веселой зарядки.
Веселая зарядка
Мы, ребята, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой
Громко топнули ногой (топают) и другой (топают)
А теперь, мои хорошие
Громко хлопайте в ладоши (хлопают)
Вы улыбками своими поделитесь и садитесь.
Вопрос: что мы делали сейчас?
Дети: топали, хлопали, шумели
Вопрос: как можно назвать такие звуки?
Дети: топот, хлопки, стук
Музыкальный руководитель:
Они называются - шумы. Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?
Дети (слушают)
Итак. Что вы услышали?
Дети: Шаги и речь людей, звонок телефона, пение птиц и
т. д.
Музыкальный руководитель:
Мы все время что-то слышим. Наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас звучащий. Давайте сейчас посидим в тишине так тихо, как будто бы во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна
Музыкальный руководитель исполняет песню
«В доме моем тишина» Т. Боровик (с применением звуковых эффектов : султанчики из бумаги, деревянные палочки, бубенчики, «скрип игрушки»)
Я попрошу вас послушать дома шумы и нарисовать их.
Девочки рисуют шумы, которые услышали дома,
мальчики рисуют шумы, которые услышали на улице.
Домашнее задание — исследовательская деятельность.
3 тема «Звуки природы»
цель: познакомить детей со звуками природы;
развивать способность различать звуки природы;
Музыкальный руководитель:
Многие шумы существуют сами по себе и не зависят от человека. Это звуки природы, например: шум ветра, грохот водопада, крики животных, птиц, раскаты грома, журчанье ручья, капель, шум дождя, вьюга.
(предлагает детям послушать аудиозапись «Звуки природы»)
Жизнь была бы страшно скучной
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну
Мир без звуков был бы грустный.
Серый, скучный и «невкусный»
Про человека, который внимательно прислушивается к чему — то говорят, что у него ушки на макушке.
Исследовательская деятельность.
Какие предметы надо взять и что с ними сделать, чтобы
изобразить шорох листьев (пошуршать бумагой,
журчанье ручейка (ключики,
цокот копыт (кастаньеты,
шум дождя (лейка с водой)
4 тема «Звук живет в любом предмете»
цель: знакомство детей с немузыкальными звуками
окружающей среды
Музыкальный руководитель.
Звук живет в любом предмете.
Сколько их — посмотри!
Звук — шутник, играя с нами
Любит прятаться внутри.
Дети, вы попали в страну, где живут необычные жители — звуки.
Перед вами на столе разложены деревянные палочки,
пластмассовые коробочки и палочки, связка ключей, ложки
металлические и деревянные, стеклянные стаканы, лист бумаги.
Задание: «Определи свойства звука»
Деревянные палочки, кубики (постучать)
Определить свойства звука (сухой, теплый)
Найдите в зале предметы, которые могут издавать деревянные звуки (стульчики, дверь, банкетки, корпус фортепиано)
Стеклянные стаканы (постучать друг о друга, постучать палочкой, ложкой)
Определить свойства звука (нежный, прозрачный, чистый, тонкий)
Найдите в зале предметы, которые могут издавать стеклянные звуки (окно, зеркало)
Металлические палочки, ключики, ложки (постучать друг о друга или позвенеть ими)
Определить свойства звука (яркий, призывный)
Лист бумаги (смять, порвать)
Определить свойства звука (тихий, незаметный, шуршащий)
Дтдактическая игра «Что звучит?»
цель: Определение предмета по издаваемому звуку.
ЗВУКИ БЫВАЮТ : деревянными (стучат или пилят дерево)
стеклянными (звон разбитого стекла)
металлическими (звон монет)
шуршащими (пошуршать, порвать бумагу)
5 тема «Музыкальные и немузыкальные звуки»
цель: Закрепление понятия музыкальные и немузыкальные звуки.
Викторина
(Для проведения викторины нужны карточки красного и синего цвета. У каждого ребенка по 2 карточки.
Карточка красного цвета обозначают музыкальный звук, а карточки синего цвета — немузыкальный звук.)
Дети на слух определяют:пение детей, скрип двери, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, шум трактора, игра на фортепиано и
поднимают карточку.
Сказка — шумелка «Заяц в лесу»
Жил-был заяц — трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать,
а ежик вдруг как зашуршит в кустах! (шуршим бумагой)
Испугался заяц и бежать (быстро стучим деревянными палочками)
Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел как застучит!
(стучим палочкой по деревянному стульчику)
Бросился заяц бежать. (стучим деревянными ложками быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями
как захлопает) (глухие хлопки ладошками)
Побежал заяц из леса к речке (стучим быстро деревянными ложками)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду. (шлепки ладонями по ногам)
Тут заяц остановился и говорит:
-А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так смело и поскакал обратно в лес.
(стучим медленно деревянными ложками)
Игра «Найди парный звук»
( на столе разложены коробочки внутри каждой коробочки находятся мелкие предметы: пуговицы, камушки и крупы: горох, фасоль,гречка) Дети на слух должны найти парный звук.
6 тема «Творческая мастерская»
(изготовление игрушек-самоделок для музыкального уголка)
цель:Развивать умение творчески подходить к созданию музыкальных игрушек-самоделок.