Татьяна Скрягина
Конспект ОС «Магнит-волшебник»
▼ Скачать +Заказ
Магнит-волшебник
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Магнит – волшебник»
Основная цель: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
1. Формировать знания детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
Публикация «Конспект ОС „Магнит-волшебник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
2. Развивать мыслительные операции, любознательность, познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности, навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Дидактические материалы:
Набор магнитов разной величины и силы, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки, монетки и т. д., предметы пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые, контейнеры с водой, стеклянные стаканы, скрепки, картонная трасса, бумажные машинки, тарелочки с манкой, сандалии, мольберт, карточки с изображением органов чувств.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация уточняет и закрепляет знания детей старшего дошкольного возраста о магните и его свойствах.
Предварительная работа:
Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий. Игры с магнитной доской, магнитной азбукой, магнитными шашками, беседы с детьми о том, где применяется магнит. Чтение глав из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», просмотр мультипликационного фильма «В гостях у гномов» (Киностудия «Союз мультфильм», 1975, режиссер В. Дегтярев, В. Данилевич); использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет».
Словарная работа:
Закрепление слов магнит, «примагничивает», магнетизм, магнитное поле, железные, деревянные, стеклянные, резиновые.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент.
Ребята заходят в группу.
- Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и, конечно же, очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам «Доброе утро!»
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.
1. Введение в ситуацию.
- Ребята, подойдите ко мне, присаживайтесь.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, какая это была гора? (Магнитная, из магнита)
– Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (Он снял доспехи, сделанные из железа).
От имени этого рыцаря и появилось название «магнит».
- Смотрите, вот этот камень! Вы хотите узнать, в чем почему волшебство камня? Что для этого нам надо сделать? (рассмотреть, исследовать)
- Я уверена, что у нас с вами всё получится! А для этого я предлагаю вам стать маленькими исследователями.
- А кто такие исследователи?
- Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать, и изучать свойства магнитов.
Сейчас я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы (приглашаю сесть за столы).
2. Актуализация.
Дети подходят к мольберту, на котором расположены карточки с изображением органов чувств.
- Мы с вами исследователи! И, как настоящие сотрудники, мы будем вместе трудиться. Что значит трудиться вместе!
- Что нам сегодня предстоит сделать вместе?
- Перед вами карточки с изображением органов чувств! (Карточки стоят внизу мольберта).
- Посмотрите на них и скажите, как органы чувств помогают нам при исследовании предметов. Зрение поможет нам при исследовании камня? (Ставлю карточку с изображением глаза наверх мольберта).
- Орган вкуса – язык - нам нужен при исследовании магнита? (Переворачиваю карточку с изображением языка, и оставляю внизу мольберта).
- Рука поможет нам при изучении камня? (Ставлю карточку с изображением руки наверх мольберта).
- Орган обоняния - нос поможет нам при исследовании камня? (Переворачиваю карточку с изображением носа, и оставляю внизу мольберта).
- Орган слуха - ухо нам необходимо при изучении камня? (Переворачиваю карточку с изображением уха и оставляю внизу мольберта).
Сверху мольберта остаются две карточки с изображением глаза и руки, внизу мольберта три перевёрнутые карточки, с изображением языка, носа, уха.
- Молодцы, ребята! Вы знаете, как исследуют предметы! Вы смогли выделить те органы чувств, которые нам нужны при исследовании камня.
- Ребята, для дальнейшей работы по исследованию камня найдите себе помощника в работе. (Дети образуют пары).
- Пройдёмте в нашу исследовательскую лабораторию, выберете себе место у рабочего стола.
3. Затруднение в ситуации.
- Ребята, у вас на столе лежит магнит. Потрогайте его и скажите, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
- Вспомните легенду! Что там было волшебного? Давайте попробуем, может и наша варежка «приклеится» к этому камню!
(Дети подходят к ковру, магнит выкладывается на середину, он лежит на тканевой салфетке, по очереди приставляют свои варежки к волшебному камню, но она «не приклеивается»).
- Я тоже попробую, вдруг моя рукавица приклеится! (Ставлю на камень, но она «не приклеивается»).
- Смогли ли наши рукавицы приклеиться к камню? Почему не смогли?
- Я вижу у вас затруднение?
- Что нам нужно узнать? Что же нам надо для этого сделать?
(Спросить у взрослого, у воспитателя, у того, кто знает, (Можно самим исследовать этот камень).
4. «Открытие» нового знания.
- Хотите сами исследовать этот волшебный камень? (Да)
Игра «Волшебная рукавица»
Ребята, я вам приготовила сюрприз (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).
С помощью моей «волшебной рукавицы» я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).
Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.
- Ребята, давайте попробуем разобраться. Почему же рукавица притягивает к себе предметы? Что в ней такого особенного? (Предлагаю детям рассмотреть ее). (Внутри у нее есть магнит)
- Какой же вы можете сделать вывод? в чем же волшебство камня - магнита? (ответы детей).
- Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи!
- Продолжим исследования свойств магнита в нашей лаборатории.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Опыт №1. «Все ли предметы притягивают магниты?»
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа,
то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
- Посмотрите внимательно на разносе, подумайте и решите, какие предметы притянет магнит, а какие нет.
- У кого есть предположения? Кто как думает?
- Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим! Для этого поочерёдно подносите магнит ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложите в тарелку с правой стороны, а те, которые не притягиваются, — в тарелку слева. (Работа в парах. В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы: скрепку, монету, гвоздик, ключик). (Дети проверяют свои предположения и раскладывают предметы в тарелки).
- Все справились? (Да.)
- Каждая пара назовёт один предмет, который не притянулся к магниту. Почему?
- Какой ещё предмет не примагнитился? Назовите предметы, которые притянулись к магниту?
- Как вы думаете, почему они примагнитились?
- Какой вывод мы можем с вами сделать?
- Итак, сделаем вывод: магниты — обладают свойством … (Притягивать металлические предметы.)
- Вы смогли доказать ваши предположения! Молодцы!
Физминутка:
Много неизведанного на пути. (Дети ходят по кругу)
Прежде, чем исследовать – погляди. (Останавливаются, смотрят в даль,
поднеся руку ко лбу)
С камушка на камушек мчимся вскачь. (Дети перепрыгивают с ноги на ногу)
Прыгаем повыше мы, словно мяч. (Прыжки на месте)
Пропасти и рытвины на пути своём (Дети, взявшись за руки, выполняют
выпады в середину круга)
мы преодолеем, через них пройдём.
Нет ли тут опасности впереди? (Останавливаются, смотрят, то в
одну, то в другую сторону,
поднеся руку ко лбу)
Нам проверить надо бы на пути.
Дружно по Земле своей мы идём, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Может, что-то новое тут найдём?
Игра-опыт №2 «Автодром», «Бабочка» (на выбор)
- Ребята, как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через картон?
Хотите проверить? Я приготовила для мальчиков «автодром», а для девочек «полянку». С помощью магнитов вы можете передвигать машинки по дорожкам автодрома, а по полянке бабочек.
(Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, а бабочки - по полянке повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом).
- Получается? Молодцы!
- Напомните мне, что мы с вами проверяли? (Мы проверяли, действует ли магнит через картон.)
- Так какой же вы можете сделать вывод? (Магнит притягивать предметы через картон.)
- Как видите: Сила магнита действует даже через картон!
Опыт - игра № 3 «В поисках сокровищ».
- Ребята! Как вы думаете, магнит может притянуть предмет, который находится от него на расстоянии?
- Как вы можете проверить? Приглашаю вас провести ещё одно исследование, самое трудное. Готовы? Здесь зарыты сокровища. Давайте попробуем их найти.
(Магнитом водим над поверхностью «песка». Дети с помощью магнита достают по 5 монеток. Результат опыта. Монетки, засыпанные манкой, притягиваются к магнитам детей. Таким образом, их можно легко достать. Сила магнита, проходя через слой вещества – манку, притягивает металлические монетки).
- Всем удалось достать монеты из песка?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Магнит может действовать на расстоянии?
- Молодцы исследователи! Вы доказали, что сила магнита действует на расстоянии.
Опыт – игра № 4: «Действия магнита через воду» (Опыт со скрепкой)
- А сейчас я вас приглашаю снова в нашу лабораторию.
- Нам предстоит выполнить необычное задание: на столе стоит стакан с водой и на дне скрепка.
-Можно ли достать скрепку не выливая воду и не замочив рук.
- Хотите попробовать?
(В стакан с водой опущена скрепка. Дети предполагают, что это можно сделать с помощью магнита. К поверхности воды дети подносят магнит, скрепка поднимается со дна стакана и соединяется с магнитом. Дети делают вывод, что магнит притягивает железные предметы через воду).
- Какой вывод можно сделать? (Магнитная сила действует сквозь воду и стекло)
6. Осмысление.
Ребята встают полукругом.
- Кем вы были сегодня?
- Что вы сегодня исследовали?
- Почему вы решили его исследовать? В чём волшебность магнита?
- Какие вы сделали открытия?
- Почему вам это удалось?
- Вам удалось, потому что вы узнали, что.
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
- Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т. д.)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня были настоящими исследователями – научными сотрудниками, и вместе сделали новые открытия, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.
- Чтобы наше занятие у вас запомнилось, я хочу подарить вам маленькие детские магнитики, с которыми вы тоже сможете поиграть дома или просто прикрепить его на холодильник. Если вы захотите провести опыты самостоятельно – вы всегда можете использовать нашу лабораторию, где вы всегда найдёте разные магниты. (Дарю всем детям магнитики).
Комментарии к сценарию.
С 1 сентября 2016 года МБОУ «Школа развития №24» работает по комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» и является творческой лабораторией федеральной инновационной площадки «Механизмы внедрения системно - деятельностного подхода с позиций непрерывности образования».
Занятие «Магнит - волшебник» включает инновационную технологию деятельностного метода Л. Г. Петерсон (технология «Ситуация») комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий».
Использование технологии «Ситуация» позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности и дополнительный образовательный эффект достигается в различных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в течение дня, когда они сами «откроют» для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия.
Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей спланирован на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса и приобретении новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах, микрогруппах.
Форма занятия с детьми старшего дошкольного возраста простроена на основе специфических для данной возрастной категории видов деятельности: игра, общение, познавательноисследовательская деятельность, творческая активность.
Занятие соответствует целостной структуре технологии «Ситуация», которая включает в себя шесть этапов в логической последовательности перехода от одного этапа к другому:
1 этап «Введение в ситуацию»,
2 этап «Актуализация».
3 этап «Затруднение в ситуации».
4 этап «Открытие детьми нового знания (способа действия»).
5 этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка».
6 этап «Осмысление» (итог).
Длительность занятия 25 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.1.3049-13. детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Для снятия утомления детей использовала средства релаксационных упражнений – физминутка.
Цель и задачи по формированию представления о магните и его свойствах достигнуты благодаря познавательной активности детей. Для решения задач по намеченному плану эффективно использовались методы и приё мы: легенда, опыты-игра «Все ли предметы притягивают магниты?», «Автодром» (для мальчиков, «Бабочка» (для девочек, «В поисках сокровищ», «Действия магнита через воду».
Заинтересованность, активность, работоспособность детей в течение всего занятия «Волшебный камень» обеспечивалась через продуктивный, познавательно-исследовательский, двигательный, коммуникативный вид детской деятельности.
Взаимосвязь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями прослеживается.
Проведена предварительная работа:
- использование магнита на доске для крепления пособий;
- рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий;
- игры с магнитной доской, магнитной азбукой, магнитными шашками;
- беседы о применении магнита;
- чтение глав из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей»;
- просмотр мультипликационного фильма «В гостях у гномов» (Киностудия «Союз мультфильм», 1975, режиссер В. Дегтярев, В. Данилевич);
- использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет».
Планируется последующая работа:
- показ семье дома опытов с магнитами;
- поиск совместно с родителями новых опытов;
- подбор интересной информации о магните в различных книгах;
- подбор видеофильмов по интернету.
Отражение работы с детьми по подведению итогов занятия прослеживается через «осмысление» деятельности детей при помощи вопросов «Кем вы были сегодня?», «Что вы исследовали?», «Почему вы решили его исследовать?», «Какие вы сделали открытия?», «Почему вам это удалось?» и фиксации достижения детской цели, создавая ситуацию успеха: «Вам удалось, потому что вы узнали (научились)».
Анализируя свою педагогическую деятельность на занятии сделала вывод, что воспитанники с целью и задачами справились. Построила перспективу на будущее: всю организованную деятельность планировать в соответствии с инновационной технологией «Ситуация».