Нафига Галямова
«Волшебник леса». Викторина по творчеству В. Бианки
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа.
1. Чтение с детьми сказок и рассказов В. Бианки : “Как муравьишка домой спешил”, “Теремок”, “Чей нос лучше”, “Хвосты”, “Кто чем поет?”, “Первая охота”, “Чьи это ноги?”, “Лесные домишки”, “Мастера без топора”, “Лесная газета”.
2. Оформление выставки: портрет В. Бианки, сказки и рассказы писателя, иллюстрации к произведениям В. Бианки, выставка детских работ.
Звучит фонограмма “Звуки природы”
Публикация «„Волшебник леса“, Викторина по творчеству В, Бианки» размещена в разделах
Вед: - Где можно это услышать? А все ли звуки вы смогли угадать? А возможно знать все о лесе и его обитателях? Оказывается, можно. Жил один великий человек, «волшебник леса» - В. Бианки, который знал все о растениях, животных, птицах, насекомых и сумел рассказать нам о них в своих книгах (показываю портрет)
-А как это ему удалось? Как он добился этого?
С природой его познакомил отец. Отец В. Бианки работал в Зоологическом музее Академии наук, часто брал с собой сына, мальчик с замиранием слушал его рассказы о животных, птицах. Летом вся их семья уезжала в деревню. Отец брал с собой сына на охоту, на прогулки по лесу. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку, научил узнавать птиц по полету, зверя по следу, и самое главное – научил записывать свои наблюдения.
С тех пор лес для В. Бианки стал волшебной страной, и даже, став взрослым, он не переставал изучать лесных обитателей и записывать свои наблюдения, чтобы затем воплотить их в книгах для детей.
Первая книжка В. Бианки для детей – “Лесные домишки” - вышла в 1923 году. За три с половиной десятилетия работы он написал около двухсот сказок, рассказов, повестей.
Повсюду: в лесу на полянке, в реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки, у них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе непросто, ведь нужно уметь,
На вещи, знакомые вроде, всегда удивлённо смотреть.
Угадай, кто это?
По описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как называется рассказ или сказка.
1. “Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде. Оттолкнется ножками и катит – скользит по воде, как по льду. ” (Водомерка – клоп. “Как муравьишка домой спешил”.)
2. “На листке сидит, шелковую нитку на себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны”. (Гусеница. “Как муравьишка домой спешил”.)
3. “Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень. (Ящерица. “Первая охота”.)
4. “Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения”. (Лягушки. “Кто чем поет?”)
5. “Хвостом упёрся, назад откинулся, замахнулся головой – как задолбит носом по суку. Точь в точь барабанная дробь. ” (Дятел. “Кто чем поет?”)
6. “ “Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута”. (Летучая мышь. “Чьи это ноги”.)
7. А чей домик висит на берёзовой ветке, крошечный и лёгкий? Похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. (Осиный. “Лесные домишки”)
Ритмопластика под песню: “В траве сидел кузнечик”.
Инсценировка «Лис и мышонок»
Лис и мышонок
– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, лис, прятаться.
– Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь – вылезешь!
– А у меня в норке кладовочка.
– Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!
– А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Дети, взявшись за руки, встают в один круг – это норка. Мышонок в норке, лис за кругом. Дети поднимают руки, делают воротики. Мышонок убегает от Лиса. Дети закрывают воротики, не дают лису догнать мышонка.
Вед: Кто-то к нам еще идет, да это сам хозяин леса к нам пожаловал.
(Заходит медведь с балалайкой – взрослый).
Вед: Здравствуй, медведь, а ты из какой сказки?
Медведь: А про это ребята знают, пусть они и скажут.
Медведь: Вижу, что читали книгу. Давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Дети идут «гулять в лес», наклоняются за «ягодами», «грибами».
Дети: - У медведя во бору грибы, ягоды беру
А медведь лежит и на нас ворчит.
С окончанием песни медведь просыпается, не спеша, выходит из «берлоги». Дети быстро присаживаются и сидят, не шевелясь. Медведь смотрит во все стороны.
Медведь:- Нету, нету никого возле дома моего. Пойду опять в берлогу спать!
Медведь уходит. Дети встают и идут собирать грибы и ягоды. С окончанием песни вновь появляется медведь.
Медведь: - Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает?
Дети быстро присаживаются, прячутся от медведя. Если кто-нибудь зашевелится, медведь берет его за руку и говорит:
- Вот кто здесь гулял! Кто мне спать мешал. (уводит в берлогу)
После игры медведь прощается и уходит.
Вед: Есть у писателя замечательная книжка «Зоопарк»
Самомассаж «У жирафа»
Вед: Из книг В. Бианки можно узнать не только о птицах и животных.
Вед: Посмотри, мой юный друг, и увидишь ты вокруг
Небо светло – голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, травы, росы умывает.
Речка, лес, цветы, поля – сердцу милая земля.
Ребенок: Нам в любое время года
Красоту дарит природа!
И земную благодать!
Без растений и животных,
Без лугов и чистых рек,
Без лесов, полей раздольных
Жить не может человек!
Вед: Так давайте сбережём наш природный щедрый дом!
-А как мы бережем природу? (ответы детей)
Дети: поливаем цветы, стряхиваем снег с молодых деревьев, бережём электроэнергию и воду (закрываем кран, выключаем свет, кормим птиц.
Ребенок: Покормите птиц зимой – пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Вед: – А что это за птицы к нам пожаловали?
Загадки о птицах.
1. Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей.)
2. Кто зимой средь хвойных веток в феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом, птичку ту зовут. (Клестом.)
3. Кто в лесу у нас гадает, про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь - сколько жить тебе, узнаешь! -
Птичка, серая подружка, а зовут ее. (Кукушка.)
5. Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач.)
6. Сидит он на болоте и плачет днем и ночью,
Другим же плакать не велит. Как птицу ту зовут? (Кулик.)
Чтение стихотворения Н. Старшинова “Давайте сохраним. ”
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке, и клюкву на болоте.
О, как природа мать терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку – в небесах в таежных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Вед: Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм по книге В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»