аверина светлана
Проект «Золотая Осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе «Здравствуй, Осень!»
Вид, тип проекта : Групповой, среднесрочный, информационно – творческий
Сроки проведения: Октября (четыре недели).
Участники: Дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Золотая Осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в нее и вслушиваться» Учитывая, что представления детей данного возраста об объектах природы, временах года в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Проектная деятельность дает возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности.
Цель: создание условий развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Осень!».
Задачи:
• Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
• Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• Способствовать развитию памяти, восприятия;
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
• Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Подготовительный этап
• Составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• Разработка конспектов ООД;
• Подбор материала и оборудования для ООД, бесед, игр с детьми;
• Подбор художественного материала;
• Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап
• Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, целевые прогулки с детьми.
• Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы.
• Индивидуальные беседы с родителями.
Заключительный этап:
• Организация конкурса поделок, выставки продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.
• Создание лэпбука
• Проведение праздника
• Презентация проекта
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
• Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
• Организация выставок детских работ;
Продукт проектной деятельности :
• Семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
• Альбом «Осень»;
• Лэпбук «Осень».
• Конкурс стихотворений «Заглянула Осень в сад»;
• Осенний праздник
• Презентация проекта «Здравствуй, Осень»
Результаты проектной деятельности :
• В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Содержание работы по образовательным областям:
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
• Ранняя осень»,
• «Осенние хлопоты человека»,
• Овощи»,
• «Разноцветные краски осени»
Беседы:
«Осень», «Что нам осень принесла», «Ранняя осень», «Приметы осени», «Подарки осени», «Какого цвета осень», «По дороге в детский сад», «Что мы знаем о лесе».
Цель: Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Цикл наблюдений:
-за изменениями осенней природы во время прогулок (за погодой, солнцем, небом, ветром, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за птицами
- за насекомыми
- за деревьями, кустарниками,
Цель: Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Целевые прогулки:
На огород.
Цель: Что выросло на огороде, повторить этапы выращивания овощей, что можно приготовить из овощей.
В уголок леса.
Цель: Расширять представления о лесе, любоваться красотой природы, находить приметы осени. Учить детей замечать изменения в природе.
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам:
• «Ранняя осень»,
• «Описание овощей»,
• «Чтение стихотворений об осени»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок
Словесные игры: «Составь рассказ», «Осень в лесу», «Один – много», «Осенние деревья», «Подбери действие», «Когда это бывает», «Труд осенью», «Как звери готовятся к зиме», «Какого цвета осень», «Времена года», «Что лишнее»,
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
Н. Сладкова «Осень на пороге»
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»
И. Бунин «Листопад»
«Война грибов с ягодами» обр. В. Даля
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
«Три поросенка» пер. с анг. С. Михалков
В. Сутеев «Под грибом»
братья Гримм «Заяц и еж»
Ю. Тувим «Овощи»
Цель: Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»,
Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии продавца, формировать у детей умение играть по собственному замыслу.
«Семья – Собираемся на прогулку в лес».
Цель: стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Дидактические игры:
Д/и «Птицы»,
Цель: Продолжать знакомить с многообразием животного мира, с перелетными, зимующими птицами.
Д/и «Грибы съедобные и ядовитые», Д/и «Съедобное и несъедобное»,
Цель: Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «ядовитое». Знакомить с ядовитыми растениями.
Д/и «Кто сел на цветок»
Цель: Знакомить с насекомыми. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).Формировать элементарные представления, о правилах поведения в природе.
Д/и «Овощи», Д/и «Чудесный мешочек», Д/и «Что нам осень принесла», Д/и «С какого дерева лист?», Д/и «Что лежит в лукошке», Д/и «Отгадай-ка» (загадки об овощах и фруктах,
Цель: Продолжать знакомить с многообразием растительного мира. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина,
Д/и «Осенняя одежда»
Цель: Закрепить название одежды.
• Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, листочков для гербария, уборка опавшей листвы.
• Наблюдение за трудом дворника
Беседа: «Труд людей осенью»
Цель: Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Воспитывать у детей желание трудиться.
Беседы по ОБЖ: «Как вести себя в лесу», «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Ядовитые растения».
Цель: Формирование первичных представлений о безопасном поведении в природе; осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация:
• «Укрась салфетку»
• «Овощи на тарелке»
Рисование:
• «На яблоне поспели яблоки»
• «Красивые цветы»
• «Помидор и огурец»
• «Осень в лесу»
• Лепка
• «Большие и маленькие морковки»
• «В лес по грибы»
Цель: Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами
Слушание музыкальных произведений:
«Осенняя песнь» П. И. Чайковского
«Осенняя песенка» муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева
Пение:
«Осень» муз. Чичкова, сл. И. Мазнина
«Осень» муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной
«Осень» муз. И. Кишко,сл. И. Планиды
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
«Огородная хороводная» муз. Можжевелова, сл. А. Пассовой
Досуги, развлечения:
«Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)
Осенний праздник
Цель: Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами
Физическое развитие
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности
Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
Бег: «Бездомный заяц», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору», «Птички и кошка»
Прыжки: «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается», «Перепрыгни через ручеек», «Огуречик»
Подлезание: «Перелёт птиц»,
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи», «Кто быстрее соберет листья «
Физкультминутки:
«Клён» «Листопад»
- Ветер тихо клён качает, - Мы – листики осенние
Вправо-влево наклоняет: На ветках мы сидим.
Раз – наклон Дунул ветер – полетели
И два – наклон, Мы летели, мы летели
Зашумел листвою клён. И на землю тихо сели!
«Грибы» :
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Вывод: Работа по проекту длилась 4 недели, что способствовало такому повышению уровня знаний у детей. За этот период систематизировались представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях. Расширились представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы. Дети смогли увидеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников.
Расширился речевой запас детей. Дети научились бережно относится к природе. Знания, накопленные в процессе реализации проекта, отразились в различных видах деятельности.
Показатели низкого уровня уменьшились с 40% до 15% - это почти в три раза, а высокого возросли с 10% до 45%.
Список используемой литературы
1. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет – М. ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
2. .Гербова В. В Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. М. : Мозаика-Синтез2010.-80с.
3. Детские подвижные игры /Сост. В. И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96с.
4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ Сфера, 2013 – 160 с.
5. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение,1985. -192с.
6. Картушина М. Ю. Народные праздники в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.-320с. А. В. Соболева. Загадки- смекалки. - М. Издательство «Гном и Д».2000. Воронеж, 2009 г.
7. «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа /авт. Сост. З. А. Ефанова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.
8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М. : Просвещение 1981.-192с.
9. Коробова. М. В. ,. Посылкина Р. Ю. «Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей». — М. : Просвещение, 2005год
10. Мирясова В. И. Занимательные игры-задания в детском саду. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 80с.
11. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учебное пособие /Под ред. С. А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 192с.
12. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа /авт. сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е, - Волгоград: Учитель, 2013. – 330с.
13. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи. Младшая и средняя группа. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 128с.
14. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. -2е изд. -М. : Мозаика-Синтез2010.-80с.
15. Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Издательский дом ЛИТЕРА 2010.
16. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-144с.
17. . Хрестоматия для детей дошкольников4-5 лет: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Н. П. Ильчук и др – 1-е издание. М. : АСТ, 1998 -608с., ил.