елена ерахтина
План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями».
Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная, самостоятельная, совместная деятельность взрослого и ребенка, восприятие художественной литературы.
Целевой ориентир: научиться рисовать элементы дымковской росписи.
Публикация «План-конспект НОД „Знакомство с народной культурой и традициями“, во второй младшей группе» размещена в разделах
Цель: приобщение детей к декоративному прикладному искусству: дымковской росписи.
Задачи:
Образовательные задачи.
Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, познакомить с дымковской игрушкой - дымковской барышней; учить выделять элементы дымковской росписи (точки, круги, полоски); формировать умение самостоятельно подбирать сочетание цветов; продолжать учить работать с гуашью, используя в работе кисти, тампоны; закрепить знания и название основных цветов.
Развивающие задачи.
Развивать чувство ритма при составлении дымковского узора на квадрате; продолжать расширять словарный запас детей, активизировать в речи детей слова и словосочетания: дымковская барышня, узор, народная игрушка. Развивать аккуратность в работе с гуашью. Развивать интерес к народному творчеству.
Воспитательные задачи.
Воспитывать отзывчивость.
Материальное оснащение: магнитная доска, магниты, дымковская барышня (игрушка, образцы дымковской росписи, гуашь: зеленая, красная, синяя; кисти, ватные тампоны, квадраты бумаги 15*15, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, рассаживаются на стульчики. Раздается стук в дверь, «входит» дымковская барышня.
Воспитатель здоровается с гостьей, барышня здоровается с воспитателем и детьми.
Педагог спрашивает: «Дорогая гостья, кто ты и откуда к нам пришла?».
Барышня рассказывает о себе: «Я - дымковская барышня, приехала к вам из далекого села Дымково. Там у меня много друзей и подруг и все люди нас знают. Мы глиняные дымковские игрушки. Когда-то, давным-давно, когда в магазинах не продавали игрушки, родители делали своим детям игрушки сами. Дымковские игрушки лепили из глины, сушили, затем обжигали в печах и потом расписывали. Игрушки получались нарядные, красивые, как и я».
Воспитатель читает стихотворение:
Посмотри, как хороша
Эта девица душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Ах, как барышня красива.
Воспитатель обращает внимание детей на наряд барышни. «Дымковские игрушки расписываются дымковским узором. Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит узор на ее платье? (Полоски, точки, кружочки). Какого цвета узоры? (Синий, желтый, зеленый, красный). Это все называется - дымковский узор. (Закрепляется словосочетание).
- Ребята, а вы запомнили, как называется эта игрушка? (Дымковская барышня).
Барышня: «А еще, дети нашего села очень любят играть в народные игры. А вы любите играть? Давайте поиграем в мою любимую игру - «Колпачок»».
Дети встают в круг. Проводится игра «Колпачок».
После игры воспитатель замечает, что барышня стала грустной.
Педагог: «Милая гостья, а что с тобой случилось? Почему ты вдруг загрустила?».
- Пока я с детьми играла, я потеряла свой любимый платочек, который расписан специальным дымковским узором, и это меня очень огорчило.
Педагог спрашивает у детей: «Как вы думаете, сможем ли мы барышне чем- то помочь? (выслушиваются ответы детей).
- Ребята, посмотрите, у меня есть платочек, но он обыкновенный, белый, а у барышни был с дымковским узором. Что же нам делать? (Дети отвечают, что нужно нарисовать узор).
Педагог рассаживает детей на рабочие места, обращает внимание на образцы дымковской росписи, выполненные на квадрате.
- Ребята, какого цвета гуашь у вас на столе? (ответы детей). Цвет для узора вы выберете сами, а я покажу вам, как нужно рисовать дымковский узор.
(Педагог выполняет показ: берем кисть, обмакиваем ее в воду, лишнюю воду убираем о край баночки, затем набираем на нее выбранный цвет гуаши, проводим вертикальные (сверху вниз) и горизонтальные (слева направо) линии, затем прополаскиваем кисть, осушаем ее о салфетку, ставим в подставку. Затем берем тампон, набираем на него гуашь другого цвета и в получившихся клеточках ставим точки - круги).
- Ребята, работать с гуашью надо аккуратно, чтобы не испачкать себя и работу, линии и круги должны быть разного цвета.
Дети приступают к работе, воспитатель с барышней обходит работающих детей, следит за качеством выполнения работы, подсказывает, в случае затруднения – помогает.
После того, как все работы закончены, педагог располагает их на столике и предлагает всем полюбоваться полученными работами.
- Ребята, а, что вы сегодня рисовали? Как называется узор, который рисовали на платочках? Из каких элементов состоит узор? Для кого делали платочки? Справились ли мы с работой? А как вы думаете, для чего мы могли бы еще использовать такие красивые платочки с дымковским узором? (подарить маме, куклам в уголке, продавать в игре в магазин и т. д.).
- Ребята, посмотрите, барышня повеселела. Как вы думаете, ей понравились платочки? (Да). А давайте у нее спросим?
Барышня говорит, что ей очень понравились платочки, они получились, такие же, как ее любимый платочек.
Педагог предлагает детям подарить платочек дымковской барышне. Барышня благодарит всех за подарок и прощается. Педагог с детьми предлагают ей прийти еще к ним в гости. Барышня обещает в следующий раз прийти с друзьями и уходит.