Литвиненко Юлия Викторовна
Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является учет национальных ценностей и традиций, которые восполняют недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики,
Вместе с тем, ФГОС ДО устанавливает основные принципы, к числу которых относятся:
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Публикация «Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Практика работы в образовательных организациях ХМАО показывает, что национальный состав дошкольных групп разнообразен. Однако подавляющая часть воспитанников не являются представителями коренных народов Югры. В связи с этим, одной из приоритетных задач ДОО должно стать ознакомление детей с культурой коренного населения. При этом следует учитывать, что национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена, только в том случае, если она будет интересна подрастающему поколению.
Проблему формирования представлений об этнокультурных традициях изучали многие научные деятели. Но необходимо отметить, что ранее предпринятые исследования народных традиций проводились преимущественного в рамках русской культуры (Д. И. Воробьев а, М. Забылин, С. Д, Кириенко, О. Л. Князева).
Некоторые авторы исследовали культуру коренных народов Югры (В. М. Кулемзин, В. Т. Кудрявце в, И. А. Панкеев, И. Н. Полынская, Р. Г. Решетникова и др., однако совсем немногие из них предлагают методические разработки по ознакомлению дошкольников с этнокультурными традициями данных народов.
Изучив структуру содержания этнокультурного образования можно определить компоненты представлений об этнокультурных традициях родного края у детей старшего дошкольного возраста :
• языковой, включающий в себя знакомство с языковым многообразием окружающего социума, проявление эмоционально - ценностного и уважительно - толерантного отношения к языкам других этносов, понимание роли русского языка в межкультурном общении и взаимодействии ;
• историко - культурологический, включающий в себя изучение истории родного края, осмысление своеобразия и уникальности каждой этнокультуры, культурного наследия этносов, понимание взаимовлияния и взаимопроникновения культур народов России;
• художественно - эстетически, включающий в себя приобщение к лучшим образцам народного искусства, благотворное влияние на дошкольников произведений народного прикладного искусства, творческое самовыражение детей посредством изготовления поделок с этнокультурной тематикой, отражение потенциала этнокультуры в творчестве детей ;
• природоведческий, включающий в себя приобщение к природе родного края, благоприятное влияние природы на духовно - нравственное развитие человека, бережное, рациональное и ответственное взаимодействие с ней посредством фольклора, народных обычаев и традиций, праздников ;
• здоровьесберегающий, включающий в себя знания о национальных ценностях здоровья, получение позитивного настроения на основе народных игр, хороводов, фольклорного пения, обрядовых фрагментов, народных праздников и др.
Ознакомление с этнокультурными предметами, явлениями и отношениями, их частями, основными свойствами, способами функционирования в определенных условиях – это и есть формирование первоначальных этнокультурных представлений, которые являются базой уважительно - толерантного отношения к этносам и их культурам, правильного взаимодействия с ними.
В ДОО необходимо обеспечить педагогическое сопровождение этнокультурного развития ребенка. Работу в данном направлении следует вести с учетом современных требований. Прежде всего :
• определить параллели в традициях и обычаях народов совместного проживания,
• сопоставить малые жанры устного народного творчества;
• обеспечить постепенное усложнение материала о культурных особенностях региона для детей разных возрастных групп (с учетом принципа доступности);
• подобрать технологии обучения в условиях диалог а культур, представляющие собой единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка;
• использовать методы приобщения к разным культурам, ставящим ребенка в позицию субъекта деятельности.
Педагогу неизбежно предстоит столкнуться с определенными трудностями в реализации обозначенных направлений. В их числе можно отметить такие, как малодоступность содержательного материала по этнической культуре, его неоднозначность; появление новых, полярных подходов в педагогической науке относительно роли народной педагогики; «переоценку взглядов», сложившихся в истории педагогики, на проблемы народного воспитания.
В реализации задач этнокультурного воспитания детей не должно быть крайностей ни в сторону этноцентризма, ни в сторону формализма.
Так, при усиленном внимании только к своей национальной культуре есть опасность формирования у ребенка этноцентристской или даже этнофанатической идентичности.
В случае же формального подхода к реализации задач национального воспитания детей соблюдается лишь внешняя форма и видимость дела, в ущерб его содержанию.
Интегрированность процесса формирования представлений об этнокультурных традициях родного края проявляется при соблюдении следующих условий :
• вовлечение дошкольника в разнообразные виды деятельности (коммуникативную, познавательно - исследовательскую, изобразительную, восприятие фольклора, трудовую, двигательную при сохранении приоритета игровой);
• использование различных видов искусства (музыкального, декоративно - прикладного) с опорой на фольклор;
• насыщение педагогического процесса формами активного приобщения ребенка к культурному наследию народов – экскурсии в местные музеи, целевые прогулки, участие в народных праздниках, раз влечениях и других мероприятиях ;
• активизация интереса к родному краю, культуре других народов с учётом национальных и индивидуальных особенностей старших дошкольников;
• организация содержательного взаимодействия с семьей.
Реализацию задач формирования представлений об этнокультурных традициях у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования следует осуществлять в процессе совместной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности, во время режимных моментов.