Осмакова Диана Ильдаровна
Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории».
Актуальность.
Знакомство с народным творчеством начинается у человека с пеленок, с колыбельных песен. Детский фольклор русского народа необычно богат и разнообразен. Он представлен сказками, многочисленными произведениями малых жанров-колыбельные песни, потешки, припевы, скороговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, загадки. Народные песни способствуют всестороннему развитию личности. Песня и музыка помогают преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между дедами и внуками.
Публикация «Проект „Знакомство детей с русской народной культурой и традициями“» размещена в разделах
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями».
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Народное искусство является мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребенка. Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Сакулина Н. П., Шпикалова Т. Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Вид: творческо-информационный.
Продолжительность: среднесрочный (1месяц).
Участники: воспитанники младше-средней и старше-подготовительной групп АНОО ДЦ «Совёнок», педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре.
Задачи:
• Дать первичные представления о жизни, быте русского народа;
• расширять знания детей о русском народном творчестве (загадки, пословицы, приметы, потешки, колыбельные, прибаутки, поговорки, былины, заклички);
• формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
• создание развивающей среды;
• развивать нравственную ценность личности, ее художественно - творческий потенциал;
• развивать речь дошкольников средствами малых форм фольклора.
Предварительная работа:
1. Пополнение и подбор материала для реализации проекта, и развлечений;
2. Подготовка сценария совместно с музыкальным руководителем, подбор костюмов и атрибутов для фольклорного праздника «Ярмарка»;
3. Слушание записей русских народных ансамблей;
4. Разучивание русских народных песен, потешек, танцев, игр, хороводов;
4. Рассматривание орнамента на одежде и обуви русского народа.
5. Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями.
6. Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным;
7. Беседа с родителями о содействии в организации выставки «Русской народной утвари».
8. Подбор материалов для родителей.
9. Сбор и оформление наглядного материала.
10. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.
ПЛАН ПРОЕКТА.
1. Социально –коммуникативное развитие. Дидактическая игра “Найди узор”.
2. Художественно - эстетическое развитие. Слушание фольклорных произведений.
3. Физическое развитие. Знакомство с подвижными играми «Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», и т. д.
4. Познавательное развитие. Беседа «Как играли наши дедушки и бабушки»
5. Художественно - эстетическое развитие. НОД (рисование, лепка, аппликация) «Матрешка», «Русский платок», «Рукавичка».
6. Социально –коммуникативное развитие. Презентация “Дымковская игрушка”.
7. Познавательное развитие. Экскурсия в Государственный музей
Им. Пушкина "Негде в тридевятомцарстве".
Мастеркласс от экскурсовода Суздальского музея с программой по народной кукле.
8. Художественно - эстетическое развитие. Чтение сказок «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть».
9. Познавательное развитие. Знакомство детей с устройством русской избы. Презентация «Русская изба».
10. Заключительный этап - праздник «Осенняя ярмарка»
для детей младше-средней группы.
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный
Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
Изучение познавательной литературы на тему «Народная культура и традиции».
Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы, собранных детьми и их родителями.
Погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. НОД Коммуникация, Познание Беседа «О русском народном костюме. Красный сарафан». Беседа «О народной игрушке».
2 этап- основной
Беседа «Быт русского народа».
Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».
знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.
Родители воспитанников совместно с детьми участвовали в оформлении мини музея “Русская народная культура”.
3 этап - заключительный
Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег».
Открытый просмотр мастер класса экскурсовода из Суздальского музея «Кукла – оберег».
Презентация проекта.
Осенний праздник.
Изодеятельность:
Лепка “Дымковская игрушка”. Из соленого теста улиток, шанежек, косичек, пряников.
Рисование “Уточка” и “Матрешка”. Раскрашивание поделок из соленого теста.
Аппликация “Русский народный ковер”.
Знакомство с художественной литературой:
- Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, дразнилки, скороговорки, сказки. Театрализованная деятельность по русским народным сказкам.
Музыкальная деятельность:
- Поздравление именинников – «Каравай»
- Слушание народных песен, колыбельных перед сном (аудиозапись).
- Развлечение: «Знакомство с деревянными народными музыкальными инструментами» совместно с муз. руководителем.
Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег».
Подвижные игры: «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко», «Огуречик», «Ручеёк», «Баба-Яга», «Жмурки» и др.
Беседа «Милости просим, гости дорогие!» Чтение художественной литературы. Рассказывание русских народных сказок.
Консультации: 1) «Развиваем интерес к русской народной культуре»; 2) «Народные праздники»; 3)«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка».