Галина Бибикова
Экологический проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Зимующие птицы»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели декабря)
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.
Публикация «Экологический проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цель: Формирование знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Научить детей правильно их подкармливать.
Развивающие:
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема:
- Недостаточное представление детей о зимующих птицах.
- Отсутствие умения у детей наблюдать в природе.
- У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Ожидаемый результат:
- У детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года).
- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Вызвано желание детей заботиться о птицах зимой.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение литературы о зимующих птицах, изготовление кормушек, запасание корма в течение зимы).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (создание необходимых условий для реализации проекта):
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- анкетирование родителей;
- создание интереса у участников проекта;
- обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями;
- подбор познавательной, художественной литературы;
- обоснование, предсказание путей реализации проекта.
2. Основной (практический) этап (реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми):
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах;
- заготовка корма для птиц;
- изготовление кормушек;
- изготовление плакатов: «Покормите птиц зимой», памяток «Правила кормления птиц», «Чем кормить птиц?»;
- подкормка и наблюдение за птицами;
- тематические выставки детских работ (продуктивная деятельность)
3. Заключительный этап (подведение итогов реализации проекта):
- презентация кормушек;
- выставки детских работ «Наши пернатые друзья»;
- размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода;
- игра-викторина «Зимующие птицы»
Формы и методы работы с детьми (мероприятия)
Познавательное развитие
- ООД: «Зимующие птицы. Что мы знаем о них?», «Как зимуют птицы?».
- Рассматривание книг и журналов с иллюстрациями птиц.
- Беседы: «Что нужнее птице: тепло или пища?», «Чем нужно кормить птиц?», «Для чего кормушке крыша?», «Почему мы считаем птиц своими друзьями?».
- Решение проблемных ситуаций: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой», «Из чего можно изготовить кормушку?».
- Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний», «Загадки-отгадки» и др.
- Использование моделей: «Существенные признаки птиц», «Описание птицы», «Рост и развитие птицы», «Отличие птицы от зверя», цепочка «Птица-человек».
Речевое развитие
- Составление описательных рассказов об одной из зимующих птиц.
- Составление рассказа «На нашей кормушке».
- Сравнительное наблюдение снегиря и свиристеля;
- Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один - много», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Расскажи, как появляется птица» и др.
- Разучивание поговорок о птицах.
Чтение художественной литературы:
Бианки «Сова», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; Г. Скребицкий «Берегите птиц»;
Тургенев «Воробей»; Барков «Голоса леса»; Поленов «Синичкины кладовки»; стихи и загадки о птицах.
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование: изготовление кормушек из бумаги, бросового материала.
- Рисование: «Птицы на кормушке», «Синичка – птичка невеличка».
- Лепка: «Вылепи любую птицу».
- Аппликация: «Снегири на ветках».
- Работа в раскрасках «Птицы».
- Выставка детских работ «Наши пернатые друзья».
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры «Парк птиц», «Магазин природы», «Птичий рынок».
- Театрализованная деятельность: экологическая сценка «Доживем до весны».
- Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Домино» (птицы).
Физическое развитие
Подвижные игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Зимующие и перелетные птицы», «Птицы и кошка», «Найди птицу», «Птицелов» и др.
Исследовательская деятельность
- Наблюдение за поведением птиц во время кормления.
- Выявление сходства и различия питания птиц зимой и летом.
- Фиксация наблюдений за прилетом птиц к кормушке в «Дневнике наблюдений».
Формы работы с родителями:
- Анкетирование «Вместе с детьми кормим зимующих птиц».
- Акция «Покормите птиц зимой».
- Памятка «Как правильно кормить птиц зимой».
- Конкурс на лучшую кормушку «Столовая для птиц».
Методическая работа воспитателя:
- Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).
- Организация «птичьего кафе» на территории детского сада.
- Оформление альбома: «Зимующие птицы», «Стихи, загадки, народные приметы про птиц».
- Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
- Оформление картотеки дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта.
- Оформление выставки детских работ «Наши пернатые друзья».