Яна Трубина
Проект «Живые буквы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Живые буквы» в подготовительной группе №3.
Разработала воспитатель: Трубина Я. Г. Паспорт проекта:
Тип проекта:По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий.
По числу участников проекта: групповой (29 детей, воспитатель, все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность.
Темочки:
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Однако, у современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбежно приводит к отставанию в речевом развитии. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой, поисковой деятельности детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.. По результатам проведённой диагностики было выявлено 32%- не любят читать, 66% -затрудняются в составлении рассказов, пересказывании текстов, 69%- знают только один источник поиска информации-это интернет. Поэтому мною был разработан проект «Живые буквы».
Цель проекта: узнать о появлении письменности, повысить мотивацию к чтению.
Задачи проекта:Знакомство со словарём, закрепить знания о буквах. Развивать интерес к составлению рассказов, активизация творческого мышления детей. Создание творческого продукта. Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА “Живые буквы”1. Поисковый этап. Создание проблемной ситуации-чтение сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».
Дети задают вопросы, формулируют проблему. Воспитатель погружает в проблему путем мотивации.
Результат этапа: формулировка проблемы: «Как сохранить слова, сказанные людьми?», «Где узнать о непонятных словах?», «Что такое пиктограмма?»(«Коммуникация», «Познание»)
2. Аналитический этап. Дети подбирают информацию по теме проекта. Знакомятся со словарём. Воспитатель формулирует цель, задачи, помогает составить поэтапный план работы, предлагает источники информации. Родители помогают в подборе информации.
Результат этапа: формулировка цели, задач, пошагового плана работы над проектом («Коммуникация», «Социализация», «Познание»)
3. Практический этап. Дети создают из набора Lego education «учись учиться» пиктограммы к пословицам: Без букв и грамматики не учатся и математике,Азбука- к мудрости ступенька, а также моделируют первую букву своего имени, придумывают сказку или историю об этой букве. Родители проводят совместную работу с детьми, помогают в создании сказки.
Результат этапа: созданная из Лего-конструктора буква, истории или сказки о буквах. («Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация», «Познание», «Коммуникация»)
4. Презентационный этап. Дети рассказывают свои сказки, истории. Воспитатель организует место и время проведения, мотивирует детей на обсуждение темы.
Результат этапа: истории про первую букву своего имени («Коммуникация», «Познание», «Социализация»)
5. Контрольный этап. Дети высказывают свое мнение о проделанной работе. Воспитатель инициирует самооценку и оценку детей.
Предполагаемый результат: Улучшить показатель диагностики на 20%в развитии связной речи детей, умении придумывать истории, сказки, развитие интереса к чтению книг-на 30%. Сформирован интерес к составлению рассказов. Способствовать развитию конструкторских умений.
Повышение родительской компетентности по представленной теме. Участие семей в учебно - воспитательном процессе.
Участники проекта: Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предполагает активное участие родителей, детей, воспитателя.
Образовательная работа в рамках проекта «Живые буквы»Работа с детьми Участие родителей Участие педагога
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
1 неделя.
Диагностика детей.
Создание проблемной ситуации. Чтение сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».
Знакомство с толковым словарём С. И. Ожегова, со словарём пословиц и поговорок Т. В. Розе.
Создать из набора Lego education «учись учиться»пиктограммы к пословицам: Азбука-к мудрости ступенька, без букв и грамматики не учатся и математике. Обсуждение прочитанного произведения.
Постановка вопросов, поиск решения.
Рассматривание словарей, чтение толкования слова пиктограмма.
Работа с набором Lego education «учись учиться». Помощь в поиске информации.
Разгадывание пословиц. Диагностика детей.
Подбор материала.
Создание проблемной ситуации «Как сохранить слова, сказанные людьми?», «Где узнать о непонятных словах?»
Помогает найти толкование слова пиктограмма.
Наблюдение, помощь.
2 неделя.
Беседа «Как появились буквы».
Создать из набора Lego education «учись учиться».
Придумывание сказки или истории о первой букве своего имени.
Презентация детьми своих работ.
Диагностика по результатам проекта.
Обсуждение, высказывание своего мнения.
Работа с набором Lego education «учись учиться».
Придумывание истории.
Дети рассказывают свои сказки, истории.
Обсуждение услышанного.
Рассматривание работ детей на выставке.
Совместная работа с детьми, помощь в создании и оформлении сказки или истории.
Способствовать развитию умения вести диалог, правильно строить предложения.
Помощь при работе с набором Lego education «учись учиться».
Организация выставки работ.
Помощь при выборе сюжета сказки или истории.
Помощь в рассказывании сказок придуманных детьми.
Трансляция проекта: Презентация на педсовете.
Перспективы проекта: Использование полученных знаний и умений в школе.
Результат проекта:
1. В результате совместной деятельности воспитанников и взрослых дети познакомились с толковым словарём, расширили кругозор о книгах, научились сочинять истории, изготавливать буквы, пиктограммы. В ходе проведённой диагностики выяснилось, что у детей интерес к чтению возрос и составляет 69 %, улучшились показатели по развитию связной речи- 72%.
2. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, прислушивались к их мнению, а также получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
3. Проектный метод способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний у детей, формированию навыков сотрудничества.
4. Конструктор Lego создаёт условия для развития у детей умения воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Литература:
Олейник О. В., Кабанюк Л. П. «Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы.»-М. :ВАКО, 2014.
С. И. Ожегов «Большой толковый словарь русского языка».
Розе Т. В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей.»-М. :ОЛМА Медиа Групп,2010.
Волина В. «Учимся играя.»-Новая школа, 1994.
Приложение.
Работа с набором Lego education «учись учиться». С помощью пиктограмм зашифровали пословицы.
Азбука -к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Истории о первой букве своего имени.
Кира С.
Жила-была буква К, ей было очень скучно одной. Однажды она узнала, что родилась маленькая девочка, которую мама с папой хотели назвать Ира. Буква К пришла к ним в гости и подружилась с другими буквами. Им было так весело вместе играть, что мама с папой решили её оставить жить с ними. Так и появилось имя Кира.
Миша Т.
Жила-была буква М-мама. Однажды из яйца вылупилась буква м-малыш. Она сказала: «Мама, привет! Хочу ам-ам.» мама М дала молоко, масло, мёд, мороженое, мармелад, мясо. Малыш м поел и сказал: «Спасибо. М-м-м-м-м-м как вкусно!»
Потом буковка м захотела играть. «Мама, пойдём играть!»- сказал малыш. Мама М стала играть с буковкой м в мяч, мозаику, потом поиграли с машинкой, мишкой, миньоном. Малыш сказал: «Как весело! Хочу гулять!» Буквы М м отправились гулять, по дороге они увидели море, медузу, морскую звезду, рыбу-меч, морского конька, рыбу-молот и повстречали моряка. Прогулка была долгой и интересной. Малыш устал, когда они пришли домой, мама уложила его спать и спела песенку мамонтёнка.
Мирослав К.
«Сказка про букву М».
В маленьком домике буквы М жили Мама с Мальчиком-буква М её сынок. Мама была учительницей Музыки. Пока мама со своими учениками играла на пианино разные Мелодии, мальчик играл с Машинками, Мячом, Мохнатым Мишкой. Он старался не мешать маме. Мальчик что-нибудь мастерил или рисовал мелом. А когда уроки заканчивались они вместе гуляли в лесу и собирали Малину или ходили в Музей. Потом они делали уборку и мальчик помогал-подметал метёлкой весь мусор, а потом мыл руки с мылом.
Муж буквы М был матросом и плавал по морям на корабле вместе с капитаном буквой К и помощником капитана, который был папой буквы П. они бывали в разных местах- на острове Мадагаскар, в Мексике, в Мадриде. Когда корабль плыл в тумане или метели матрос забирался на мачту и внимательно смотрел сквозь мглу – не видно ли маяка. Ведь маяк означал, что скоро они будут дома.
Мальчик ждал папу много месяцев. А когда папа возвращался, он рассказывал мальчику истории о том, как путешествовал по миру, про мудрых капитанов и мужественных моряков. Эти истории всегда были о том, что любая мечта может осуществиться. Больше этих рассказов мальчик любил только мультики и машинки.