Татьяна Куделина
Проект для детей старшей группы «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшей группы
"Земля – наш общий дом».
Составила:
Воспитатель: Куделина Т. В.
Содержание проекта
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта
6. План мероприятий
7. Риски и пути преодоления рисков
8. Вывод
9. Литература
10. Приложения
Публикация «Проект для детей старшей группы „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
Приложение 1. «Перспективный план долгосрочного проекта»
Приложение 2. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Приложение 3. «Диагностика по экологическому воспитанию детей».
Введение
Наша обязанность, как опекунов планеты,
относиться ко всем созданиям с добротой,
любовью и состраданием…
Ричард Гир
В настоящее время, экологическое образование стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны.
Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно – сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительное влияет на человека, делает его мягче, добрее, пробуждает в нём лучшие качества. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей таких черт характера, как сопереживание, сочувствие, трудолюбие, уважение к людям и ко всему живому, т. е. способствует формированию духовности детей. Поэтому, работу по ознакомлению с природой необходимо начинать с дошкольного возраста.
В. Сухомлинский подчёркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно – эстетического развития. К. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребёнком и общение с нею. В качестве объекта исследования выступает процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста, а предметом - разнообразные формы и методы работы, способствующие воспитанию экологической культуры детей
Актуальность проекта
По мере развития общества экология всё больше приобретала социальное значение и в прошлом столетии вышла за рамки естественных наук. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказывается на здоровье огромного количества людей. Чтобы выжить человечество должно научиться жить на земле по- новому.
Безумное, а иногда жестокое отношение к природе чаще всего бывает результатом нравственной невоспитанности детей: когда они не могут понять состояние других людей, а тем более животных и растений, когда они не умеют сочувствовать, сопереживать, не способны ощутить чужую боль и прийти на помощь. Что является нравственным воспитанием? С. А. Козлова дала такое определение нравственного воспитания – «это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества». Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. Одним из средств нравственного воспитания является природа. Природа даёт возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе.
На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и планета. Решение этого вопроса, в системе непрерывного образования, начинается с детей дошкольного возраста.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Тип проекта: познавательно-творческий. Долгосрочный (1 год).
Цель проекта: формирование начал экологической культуры дошкольников старшего возраста.
Задачи:
- углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире);
- формировать становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии;
- повысить ответственность за сохранение окружающей среды.
- раскрыть ценности совместного творчества детей и их родителей.
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей логопедической группы, логопед, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы;
2. Формирование навыков экологического и нравственного поведения;
3. Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
4. Желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;
5. Формирование умения логически мыслить;
6. Развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности;
7. Эмоциональное развитие ребенка в целом.
Продукты:
• создание лепбука по окружающему миру;
• картотека дидактических игр;
• альбом «Деревья нашего края»
• «Огород на подоконнике».
Этапы реализации проекта
По срокам реализации образовательный проект «Земля – наш общий дом» - долгосрочный, рассчитан на 1 год.
1 этап: Подготовительно – проектировочный этап
Сроки: 01.09.2016 – 30.09. 2016г.
Мероприятия:
1. Определение цели проекта, задачи экологического воспитания.
2. Сбор, накопление материала.
3. Наблюдение за практической деятельностью и общением дошкольников.
5. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
6. Проведение диагностики экологического развития.
7. Картотека дидактических игр.
2 этап: Практический этап
Сроки: 01.10.2015 – 12.05.2017г.
Мероприятия:
1. Организация деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Поощрение самостоятельных творческих работ детей и родителей
(изготовление поделок, рисунков).
3. Формирование у детей специфических умений, знаний и навыков.
4. Контроль за осуществлением проекта.
В процессе реализации экологического проекта были использованы формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО:
• Познавательные беседы
• Дидактические игры
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Подвижные игры
• Проведение праздников
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, фотогазет, составления сказок.
• Чтение произведений о птицах и временах года, прослушивание музыкальных произведений.
• Элементарный труд– создаются ситуации, в которых ребёнок может на практике проявить нравственные качества (полить цветы, накормить птиц, убрать мусор и другое).
3 этап – Обобщающе – результативный этап
Сроки: 15.05.2017 – 25.05.2017 г.
Мероприятия:
1. Проведение диагностики: сравнение и анализ уровня экологического развития дошкольников.
2. Организация презентации проекта – «Земля – наш общий дом».
3. Подведение итогов.
Особенностью данного проекта является формирование у детей положительно - эмоционального отношения ко всему живому, понимание самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, формировать стремление защитить, помочь.
Планируемые мероприятия в ходе реализации проекта:
• Диагностика по экологическому воспитанию детей
• Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
• Картотека дидактических игр
• Выставка фото «Осенний пейзаж»
• Поделки из природного материала «Наши руки не для скуки!»
• Стенгазета «Краски осени»
• Развлечение «Осенний бал»
• Выставки детских работ «Осень золотая в гости к нам пришла»
• Участие в конкурсе-акции «Покормите птиц зимой»
• Родительское собрание «Роль экспериментирования в познавательном развитии детей»
• Составление экологической сказки совместно с родителями.
• Альбом «Деревья нашего края»
• Посадка растений в группе для рассады (огород).
• Выращивание фиалок.
• Создание лепбука «Окружающий мир».
Риски и пути преодоления рисков
1. Риски: Отсутствие интереса у детей темой проекта.
Пути преодоления риска: Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные средства, методы и приёмы.
2. Риски: Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска: Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат бережного отношения к природе.
3. Риски: Недостаточное количество демонстрационного материала.
Пути преодоления риска: Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети Интернет.
Вывод
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, неотъемлемым частями которого является мир природы и среда, созданная человеком.
Представленный проект позволяет решить задачи ФГОС в области экологического воспитания через интеграцию пяти образовательных областей, в различных видах детской деятельности.
Экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, привидения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что: объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое; окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
Приложение 1
Перспективный план долгосрочного проекта
Проект "Земля – наш общий дом» имеет разнообразные видовые точки:
1. Кустарники и деревья (сентябрь-октябрь-ноябрь)
2. Птицы (декабрь- январь-февраль)
3. Цветник и луг (март-апрель-май)
1. Цикл «Кустарники и деревья»
Цель: закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки.
Задачи:
- учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
- воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.
Объекты наблюдений: сирень, берёза, клён, рябина, каштан, ель, сосна.
Мероприятия:
1. Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.
Цель: Воспитание бережного отношения природе, желание беречь и защищать природу.
2. Рассматривание: иллюстрации об осени. Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка). Изготовление альбома «Деревья нашего края».
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
3. Беседы с детьми: «Деревья и кустарники», «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». «Они же живые, их надо беречь и защищать», «О пользе деревьев для человека».
Ситуативный разговор: «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненому деревцу?», «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?», «Почему опасно бегать с палками?».
Цель: Формировать представления о пользе деревьев для здоровья человека (очищают воздух, дают нам тень и прохладу в жаркие дни, лечебные свойства деревьев).
4. Чтение художественной литературы: Э. Машковская «Дедушка-дерево», С. Козлов «Такое дерево», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад»,
С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок».
Разучивание стихотворений И. Бунин «Листопад» (отрывок).
Пословицы и поговорки о деревьях.
5. Дидактические игры: «Что лишнее?» «Сравни», «Зеленый мир»,
«С какого дерева листок», "Узнай деревце по описанию", "Найди дерево по плоду или семечкам", “Такой листик, лети ко мне”, “К дереву беги”.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
6. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.
7. Занятия по изобразительному искусству
Рисование портретов осени различными техниками: раздувание краски, отпечаток листьев, оттиск поролоном.
Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая в рисунке разные по форме и строению деревья, используя различные техники рисования, развивая чувство цвета и композиции.
8. Музыкальное развлечение “Праздник осени”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
9. Труд: знакомство с профессией - дворник, помощь в уборке листьев на участке детского сада.
Сбор природного материала - листьев, шишек, плодов и семян деревьев.
Взаимодействие с семьей:
1. Консультация «Природа как воспитатель»,
2. Сбор фото для стенгазеты
3. Выполнение поделок из природного материала.
2. Цикл «Птицы»
Цель: углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни.
Задачи:
• закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
• способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
• расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
• формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
Объекты наблюдений: воробьи, вороны, снегири, синицы. Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.
Мероприятия:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок, местах их скопления.
Цель: Воспитание заботливого отношения к птицам зимой, желание помочь им с подкормкой, беречь и защищать природу.
2. Рассматривание иллюстраций о птицах, просмотр презентации для детей о птицах «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой»;
3. Беседы с детьми «Что мы знаем о птицах», «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?», «Какую пользу приносят птицы».
Цель: Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят.
4. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Сорока и снегирь», «Тайна чёрного дятла»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О. Григорьева «Синица», М. Горького «Воробьишко».
Разучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах.
Отгадывание загадок о птицах.
5. Дидактические игры: «Один - много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Скажи наоборот», «Чей хвост?», «Узнай по голосу».
6. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц».
7. Изобразительная деятельность
Лепка (пластилинография) «Снегири на ветке рябины»
Цель: познакомить детей с особенностью строения снегиря, развивать воображение.
Конструирование «Воробей»
Цель: учить передавать особенности строения, подбирая цвет. Учить пользоваться ножницами.
Рисование «Сова»
Цель: использовать нетрадиционные техники рисования (оттиск поролоном, развивать творческие способности детей, закреплять знания детей о птицах.
8. Труд: подкормка птиц в кормушках
Взаимодействие с родителями:
1. Оформление стен газеты «Покормите птиц зимой»,
2. Выставка кормушек в группе «Домик для птиц».
3. Цикл «Цветник и луг»
Цель: уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений.
Задачи:
• побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев, способы ухода, условия роста;
• дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;
• учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.
• воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу.
Объекты наблюдений: примула, мускари, нарциссы, бархатцы,
мать-и-мачеха, одуванчик, травы, насекомые луга.
Мероприятия:
1. Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов, за появлением цветов на территории детского сада.
2. Беседы с детьми: «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Какие цветы растут на даче?», «Цветы – краса земли». «Красная книга России». «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «Польза муравьев и стрекоз», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?» «Где дом у насекомых?»
Беседа-обсуждение: «В чём польза насекомых?
3. Чтение художественной литературы: С. Караулис «Фея с волшебной поляны»; М. Пришвин «Золотой луг»; А. Толстой «Колокольчики», У. Благинина «Ромашка», Н. Романова «Что узнал дождевой червяк», В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»; В. Драгунский «Он живой и светится» и. т. д.
Разучивание стихотворений, разгадывание загадок.
4. Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Пчелка Майя».
5. Дидактические игры: «Отгадай, что за цветок», «Какого цветка не стало»; «Загадай, мы отгадаем», «Четвертый лишний», «Один – много», «Летает – не летает».
6. Прослушивание музыкальных произведений: «Вальс цветов» П. И. Чайковский, «Цветы» В. Моцарт, «Вальс цветов» Шопен, Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля».
Цель: Формирование основ музыкальной культуры у детей.
7. Изобразительная деятельность:
Рисование «Одуванчики в траве»
Цель: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, закреплять умение рисовать цветы методом тычка.
Лепка «Мускари»
Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Аппликация «Нарциссы»
Цель: закреплять навыки работы с ножницами, клеем.
8. Экспериментально-исследовательская работа:
1. Посадка семян цветов: бархатцы, перец, помидор, баклажан, физалис, лук-севок.
Цель: Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать). Вызвать интерес к посадке семян.
2. Наблюдение за рассадой. Ежедневный уход за рассадой цветов.
Цель: Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые навыки. Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
3. Наблюдение за веточками березы.
4. Черенкование фиалок
9. Труд: полив и мытье комнатных растений, пересадка.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Приложение 2
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье».
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы?
*Да *Нет *Никогда
2. Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
___
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
___
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш
ребенок___
8. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях?
- Да
- Нет
9. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
___
Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение 3.
Диагностика экологических знаний детей старшей группы
1. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
2. Назови признаки, отличающие птиц от животных
3. Назови зимующих птиц (3-4)
4. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)
5. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
6. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)
7. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
8. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
9. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?
10. Назови и покажи части растений
11. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
12. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
13. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)
14. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.
Критерии оценки ответов:
• 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
• 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
• 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
• 0 - 20 баллов – низкий уровень
• 21 – 35 баллов – средний уровень
• 36 – 42 балла - высокий уровень
Старшая группа № ___
№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 итог
Ф. И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к