Маркина Ольга Владимировна
Педагогический проект «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель 2017г.
Экологический проект «Земля наш общий дом» подготовительная группа №12
Паспорт проекта
Тема: «Земля - наш общий дом».
Авторы проекта : Болдина Е. И., Маркина О. В.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Характер проекта : познавательный, поисково-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта- 23.04-27.04.
Актуальность темы:
Публикация «Педагогический проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа -удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,
пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и
удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолима жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская,
поисковая активность, естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить -значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и
всему окружающему.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
Развивающие:
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
• Воспитывать стремление беречь нашу планету.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализации проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Проведение мероприятий в группе.
2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство проектной с деятельностью.
Работа с родителями
Привлечь родителей к участию в акции «Посади дерево»
Консультация «Сохраним планету Земля»
Заключительный этап
1. Коллективная работа «Мы дети планеты Земля»
2. Посадка березы на участке детского сада.
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Рефлексия деятельности
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.
В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Тематическое планирование с учетом интеграции образовательных областей
Образовательные области Виды и формы работы
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Путешествие вокруг Земли»
Настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Путешествие капельки», «С какого дерева лист»,
Дидактические игры по экологии: «Кто больше?», «Земля и Солнечная система», «Чудесный мешочек», «Я живу в…»
Тематические беседы: «Путешествие по глобусу»
«Что было бы, если бы не было воды, воздуха, солнца?»
«Источники загрязнения природы. Меры охраны»
Физическое развитие Подвижные игры: «Земля, вода, огонь», «Море волнуется», «Мяч лови – слово назови»
Познавательное развитие
ООД «Наша голубая планета»
ООД «Природа кладовая чудес»
ООД «Земля наш общий дом»
Наблюдение за растительным и животным миром, явлениями природы во время прогулки.
Рассматривание глобуса.
Просмотр презентации:
«Источники загрязнения природы. Меры охраны»
Просмотр видеосюжетов: «Чему учит экология», «Солнце для детей», «Почва», «Свойства воздуха», «Путешествие капельки».
Экспериментально-исследовательская деятельность
ООД «Водичка сестричка»
ООД «Солнце и его лучи»
ООД «Почва-живая Земля»
ООД «Воздух невидимка»
Речевое развитие
Сочинение экологических сказок.
Составление описательных рассказов.
Придумывание сказки «Путешествие лягушонка (синички, червячка)»
Составление рассказа «Береги природу»
Чтение сказки Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо», С. Городецкий «Первый снег», стихотворения Машковской "Давайте оставим немного земли"
ООД «Наша планета Земля во Вселенной»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Природоохранные знаки», «Цветущая планеты, результат туда человека».
Аппликация «Береги планету – наш общий дом».
Карта проекта :
Познавательное развитие
ООД «Наш край- природная кладовая» (приложение№1)
Цель: формирование представления о растительной и животной среде родного края, совершенствовать экологические знания.
ООД «Солнце и его лучи» (приложение№2)
Цель: способствовать формированию представлений детей о Солнце и свете.
ООД «Невидимка» (приложение№3)
Цель: способствовать формированию представлений детей о воздухе.
ООД «Водичка-сестричка» (приложение №4)
Цель: способствовать формированию представлений детей о воде.
ООД «Почва — живая Земля» (приложение №5)
Цель: способствовать формированию представлений детей о почве.
ООД «Земля - наш общий дом» Приложение №6
Цель: способствовать формированию представлений детей о планете Земля.
Художественно-эстетическое развитие
ООД «Цветущая планеты, результат туда человека».
Цель: Воспитывать стремление беречь планету.
ООД «Природоохранные знаки»
Цель: Формировать представления об экологической безопасности Земли.
ООД «Береги планету – наш общий дом».
Цель: Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.
Итоговое мероприятие
Коллективная работа «Мы дети планеты Земля»
Посадка березы на участке детского сада.
Список литературы.
Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
• Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
• Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
• Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
• Плешаков А. А. От земли до неба
• Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.