гулькай зайнитдинова
Проект «Здоровый дух Республики Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Здоровый дух Республики Башкортостан»
(в подготовительной к школе группе)
Задачи
-расширять знания детей о географическом положении и истории Республики Башкортостан;
- воспитывать чувство любви, гордости за родной край;
- совершенствовать двигательную активность.
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
• Мониторинг знаний детей о родном крае.
• Подготовка материалов.
• Составление плана работы.
Основой этап. (сентябрь- октябрь)
• Ознакомление с картой Республики Башкортостан, фотоальбомами «Башкортостан» «Республика Башкортостан»
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Цель: заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью по реализации проекта.
Ответственные: руководитель проекта воспитатель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.
• Чтение произведений :
Башкирские народные сказки Аиел менн Яйы; Ирндек; Урал батыр;
Стиотворения : Тыуан ил К. Даян; Ватан Р. Нигмати; Уралым С. Юлаев; Ватанымды яратам Ф. Туыбаева.
Цель:
-расширить кругозор;
-пополнить знания о богатстве Республики Башкортостан.
Ответственный :воспитатель.
• Создание мини музея «Полезные ископаемые Республики Башкортостан»
Цель: познакомить с полезными ископаемыми родного края.
Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.
• Ознакомление с народным бытом и традициями древних башкир.
Цели:
- познакомить с древним бытом, промыслами древних башкир.
- развивать двигательную активность.
Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатель.
• Ознакомление с достопримечательностями Учалинского района.
Ответственные: воспитатель, инструктор по физкультуре.
• Прогулка в Учалинский лес. (совместно с родителями)
Цели:
- развивать двигательную активность;
- укрепить здоровье;
- воспитать чувство любви, гордости за родной край.
Ответственные: воспитатель, инструктор по физкультуре, родители.
Заключительный этап (ноябрь)
Занятие «Путешествие на Иремель»
Цель: стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей через преодоление препятствий.
Задачи:
Обучающие
закреплять умение легко ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног по сигналу;
умение ходить на носочках, на пятках, на внешней стороне стопы;
закреплять умение прыгать на двух ногах, лазание под дугу;
закрепить навыки при метании в горизонтальную цель;
сохранять устойчивое равновесие на ограниченной плоскости ;
Развивающие:
Продолжать развивать:
координацию рук и ног, туловища;
физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость;.
Воспитывающие:
Воспитание нравственно-волевых качеств и бережное отношение к природе родного края.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, музыкальный центр.
Гимнастические скамейки(2 шт, мат(1 шт) обручи( 5 шт., мешки для метания (по количеству детей, корзинка большая (1 шт, дуги (4 шт);гимнастические коврики (по количеству детей)
Словарная работа: туристы, вершина Иремели, туристическая тропа, привал.
Предварительная работа:
подготовка слайдов с изображениями для проектора;
подбор музыкальных композиций.
Ход занятия.
Вводная часть (продолжительность 5-6минут)
Дети в физкультурном зале построены в шеренгу.
Инструктор. - Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
Инструктор.(представляется) Я слышала, что вы очень любите играть. Это правда? (Ответы) А физкультурой заниматься (ответы) А путешествовать любите? (ответы) Я тоже очень люблю играть и путешествовать и хочу вас пригласить в небольшое путешествие, в поход. Посмотрите на экран. Какое изображение вы видите (Ответы)
(Слайд1 Карта республики Башкортостан
Инструктор. Вы правильно ответили. Это карта нашей республики Башкортостан. И путешествовать сегодня мы с вами будем по нашему родному краю, а куда именно мы отправимся, вы сами догадаетесь. Знаете, где расположен на этой карте наш Учаинский район? (Если дети затрудняются показывает воспитатель) А чем богат наш Башкортостан? (Ответы детей) Я предлагаю вам отправиться в поход в одну из гор. (а вы хотите) Эта гора находится близко к нашему Учалинскому району.
(Слайд2. гораИремель издалека)
Может вы узнали эту могущественную гору, посмотрите на нее. Хотите туда отправиться? (отвечают) Люди которые ходят в походы, как называются (отвечают, если не знают, инструктор уточняет,«туристы»)Запомните первое правило туриста - «Не отставай и помогай!»
Представьте, что мы туристы и отправляемся в путь. Одеваем рюкзачки. Группа, равняйсь, смирно! Направо, по туристической тропе, за ведущим, шагом марш.
Дети под веселую музыку идут в обход зала. Идут в маршировке, один круг (даются указания)
-ходьба на носочках с вытянутыми руками вверх. (инструктор дает указания: ноги прямые, спинка прямая, ручки тянутся к небу, пальцы собрали, ладошки смотрят друг на друга);
-ходьба обычная;
-ходьба на пятках, руки за спиной «полочкой»;
-ходьба обычная;
-ходьба на внешней стороне стопы;
-ходьба обычная;
- ходьба спиной вперед;
-ходьба обычная;
-ходьба с поворотом кругом;
-ходьба обычная;
-ходьба с поворотом кругом;
-бег, бег змейкой;
- ходьба обычная, упражнение на дыхание во время ходьбы, перестроение в 3 звена.
(Слайд3. Иремель вид поближе)
Инструктор. Мы с вами уже у подножья горы Иремель. (подошли поближе к Иремели.) Но, чтобы подняться до вершины нам нужно будет пройти испытания. Чтобы было легче подняться, мы с вами сделаем разминку.
Основная часть. (20-25 минут)
Выполняется ритмическая гимнастика.
1. «Туристы разрабатывают ноги» и. п. ноги вместе,руки на поясе.
Ходьба на месте не отрывая пятки от пола переменным шагом. (10-12раз.)
2. «Разрабатываем плечи»- и. п. ноги на ширине плеч, руки вниз. Поднимаем и опускаем по одному плечу. На каждое плечо по 4 раза.
3. Соединяем 1 и 2 упражнение. (6- 8 раз)
4. И. п. - ноги вместе, руки на пояс. 1- шаг направо, 2-приставить левую ножку, то же выполняется в левую сторону. (2 раза в каждую сторону)
5. То же упражнение, только руки поднимаются и опускаются вниз. (По 2 раза в каждую сторону)
6. «Приветствуем друга» И. п. - ноги вместе, руки на поясе. 1 –полуприседание с поворотов туловища направо (налево,2 – и. п.
7. «Наклонись до земли» И. п. – ноги шире плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны, 2 – наклон вперед, пальцами рук коснуться пола, 3 – руки в стороны, 4 – руки вниз. (5-6 раз)
8.»Приседания»И. п- ноги слегка расставлены, руки на поясе. 1- приседание, руки в стороны, 2 –и. п. (повт 6 раз.)
9. Прыжки. И. п. – ноги вместе, руки на поясе. 1- прыжок направо (налево,
2 –и. п. 6 прыжков с перерывом на ходьбу на месте, 3 подхода.
10. Упражнение на дыхание. И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу
1- вдох через нос руки в стороны, 2- выдох через рот,руками обнять себя, сказать при выдохе «ух» 3 раза.
Инструктор. Идем дальше.
Перестроение в колонну по одному. Ходьба по залу перестроение в шеренгу.
(Слайд 4. Мусор в лесу)
Инструктор. Ребята, посмотрите, что мы перед собой видим (Ответы детей) Как вы думаете, кто здесь оставил мусор (Ответы детей)Они поступили хорошо или плохо? Почему? А как вы будете поступать (Ответы детей)Запомните 2 правило туристов- «Не оставляй мусор»
Идем дальше, вы готовы (Ответы детей)
Инструктор с 2-4 детьми раскладывают инвентарь для проведения ОВД.
Проводится поточным способом.
Инструктор.
Инструктор объясняет, один ребенок вместе с ним проходит и показывает упражнения, которые должны делать дети.
1.«Пройди по узенькой тропинке»(дифференцированный подход)
Равновесие- ходьба по скамейке приставным шагом. (девочки)
Равновесие – бег по скамейке. (мальчики)
2.«Собери мусор»
Метание в горизонтальную цель. (дети метают мешки с песком в корзину на расстоянии 2 метров)
3.«Прыгаем по камушкам каменной речки»
Прыжки на двух ногах с продвижение вперед. (ноги вместе, руки свободно)
(4 обруча разложены в одну линию на раст 30 см. друг от друга.)
4. «Проползи под деревьями»
Ползание опираясь на колени и ладони. (ставятся 4 дуги дети за один раз проходят под всеми дугами, выпрямляются и делают хлопок над головой.)
Все упражнения выполняются по2-3 раза. Девочки третий подход проходят по желанию.
Инструктор. - Молодцы ребята, вы все очень старались и своими стараниями добрались до вершины «Иремели»
(Слайд5 .Вид с вершины Иремели)
Давайте мы с вами немножко отдохнем. (Дети садятся на скамейки) Полюбуемся красотой природы. Проводится дыхательная гимнастика.
(Слышны звуки хищных птиц)
(Слайд6. Изображение Беркута)
Инструктор. (Обращает внимание на появившийся слайд)- Ребята, вы узнали какая это птица? (Ответы).Это птица - Беркут. Они хищные птицы, обитают высоко в горах. Занесены в Красную книгу России. Как вы думаете на кого они охотятся? (Ответы) Если дети затрудняются инструктор подсказывает. Беркуты охотятся на мелких птиц, грызунов, зайцев, лис и даже на волков.
(Слайд 7. Изображение Беркута во время охоты)
Проводится подвижная игра «Беркуты и зайцы»
Ход игры.
Детей делят в команду девочек и мальчиков. «Беркуты» располагаются на гимнастических скамейках. «Зайцы» стоят в углу зала напротив в «в норках». Зайцы гуляют по всему залу (прыжки на двух ножках, ручки перед собой)По сигналу, «беркуты» начинают охоту. Через две игры, дети меняются местами.
Правила игры. «Ловящие» задевают только рукой, попавшиеся садятся на скамейку; со скамейки не прыгать, ловить на сигнал свистка, зайцы убегают сразу в норку.
Инструктор. -Молодцы, ребята – туристы, вы очень хорошо поиграли, были очень ловкими и быстрыми. А сейчас я предлагаю вам небольшой отдых. У туристов это называется-привал.
Релаксация.
Дети берут гимнастические коврики, садятся на них.
Инструктор. - Ложитесь на спину, ножки вытяните, ручки положите в стороны, закройте глаза. (Включается звуки пения птиц)
(Дети 2-3 мин слушаю пение птиц в лесу. Инструктор одновременно спокойным тоном говорит, что воздух здесь свежий, прохладный, делаем вдох через нос, спокойно выдыхаем через рот. (2-3раза)
Дальше инструктор говорит: - Открываем глаза,смотрим на небо и любуемся его красотой.
Далее дети садятся «по- турецки» поднимают соедененные руки вверх и опускают через стороны вниз. (Встают, убирают,коврики.)
Инструктор. - Хорошо мы с вами отдохнули и потрудились, да ребята, но нам пора возвращаться в детский сад.
Заключительная часть. (4- 5 мин)
Построение в колонну ходьба за ведущим в обход зала.
Инструктор. Ребята, а вам понравился поход? Куда мы с вами ходили? (На гору Иремель)А что именно вам понравилось? (Ответы детей) Назовите правила для туристов. (Ответы детей)Назовите какие новые слова вы запомнили. (Ответы детей, если нужно дополнение педагога)
Инструктор делает итог занятия.
- Ребята. Вы были очень смелыми, сильными, ловкими, дружными и веселыми туристами. Мне тоже очень понравилось с вами ходить в поход. Занимайтесь физкультурой. Любите свой край. Не загрязняйте природу и берегите ее. До новых встреч.
Разучивание Башкирских народных игр.
Цель:
- расширить знания детей о родном крае через народные игры;
- развить двигательную активность.
Ответственный: инструктор по физкультуре.
Предлагаем следующие народные игры.
1. «Веночек» «Гллм»
Дети делятся на четыре подгруппы. (По количеству детей. Можно две или три подгруппы) Берутся за руки делая круг встают спиной в круг.
На лугу играли Яланда уйнананы
Цветочки собирали ссклр йыйнаны
Цветочки собирали ссклр йыйныны
Веночки заплетали. гллм яаны
После этих слов разбегаются в разные стороны, по сигналу должны собраться в свой круг. Подгруппа, которая быстрее всех соберется, (спиной в круг)та и побеждает.
«А тирк, кк тирк»
Дети делятся на две подгруппы. Строятся в шеренгу друг против друга. Расстояние между детьми5-6 метров.
Одна из подгрупп произносит слова при этом дети берутся за руки и поднимают руки вперед –назад.
А тирк, кк тирк
Бен ег кем крк
Вторая подгруппа отвечает:
А тирк кк тирк (имя девочки)Айгуль тигн кы крк или Тимур тигн малай крк.
Ребенок, которого назвали, бежит в противоположенную шеренгу и старается разорвать цепочку между двумя детьми. Если не разорвет, остается в этой подгруппе. Если разорвет, то берет одного ребенка в свою подгруппу.
Игра продолжается до тех пор, пока в одной подгруппе останутся наименьшее количество детей. (один ребенок).Побеждает команда где больше детей.
«Юрта»
Дети делятся на четыре подгруппы и образуют кружочки по углам зала или площадки. В центре каждого кружочка стоит стул, (либо на земле коробочка, в котором большой платок.
Дети,взявшись за руки, идут по своим кружочкам переменным (простым) шагом. Перестраиваются в большой круг.
Говорят слова или поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
Разбежимся на лужок.
По окончании пения дети быстро бегут к своим стульям, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра (получается юрта). Выигрывает подгруппа детей, которая быстрее всех построит юрту.
«Йшерм яулык»
Дети делают круг и садятся на колени и пятки лицом в круг. Один ребенок с платочком в руке ходит за спиной ребят по кругу и проговаривает:
Йшерм, йшерм яулыымды
Йшел кайын артына
иермйс ташлап китм
Бер имтштен артына
В это время незаметно подкладывает за одним ребенком платочек. После окончания слов дети оборачиваются и смотрят за собой. Тот ребенок, за которым оказался платок, берет его и начинает догонять ведущего. Если ведущий пробегая круг успел сесть на пустое место, то ведущим становится ребенок с платком в руке, если не успел сесть, то сам снова становится ведущим.
«Разноцветные платочки» «Тл яулытар»
Дети со цветными платочками стоят в кругу. В середине – водящий.
Дети двигаются по кругу переменным шагом, держа платочек в правой руке. Ведущий двигается противоходом.
Мы платочками помашем, Бтбе тл яулык
С ними весело попляшем. Матур,матур яулыктар
Ты водящий, подойди, Йылыр буланыы минн
Ты платочек мой возьми. Яулыты тартып алын.
Останавливаются, стоят лицом в круг и держат перед собой платок. Ведущий бегает по кругу, стараясь взять как можно больше платков. При попытке водящего взять платок, ребенок быстро прячет его за спину.
Игра повторяется с новым водящим.
Спортивно- краеведческий праздник «Путешествие по Башкортостану»
Задачи:
- систематизировать знания о крае, о городах, реках, полезных ископаемых;
-совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий, эстафет;
- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, ее традициям, обычаям, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: проектор, слайды с картой республики Башкортостан, книги, открытки о Башкортостане, городах республики; образцы полезных ископаемых; обручи, туннель, ребристая доска, скамейка, мягкие модули, искусственные деревья.
Место проведения – спортивный зал.
Ход праздника.
Дети в спортивной форме заходят под музыку в зал, в маршировке делают один круг и садятся на скамейки.
Ведущий. Ребята, послушайте стихотворение:
Жура-жура- журавель,
Облетел он сто земель.
Мы спросили журавля:
«Г де же лучшая земля?»
Он ответил продетая:
«Лучше нет родного края!»
А вы знаете, как называется наш родной край?
Дети отвечают.
Правильно. Наша малая родина- Республика Башкортостан. Давайте отправимся в путешествие по родному краю. Вы согласны.
Дети. (Отвечают)
Но сначала давайте посмотрим на карте нашу республику и его главный город. (На слайде появляется географическая карта республики Башкортостан)
Дети рассматривают карту, находят город Уфу.
Молодцы! Столица нашей республики- город Уфа- расположился в предгорьях Урала. А как называются эти горы?
Дети отвечают.
Правильно, это- Уральские горы, их еще называют Каменным поясом. По восточному подножью Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией, который находится в нашем Учалинском районе.
(Слайд с фотографией границы Европа-Азия)
Ну, что, в путь!
Звучит песня «Мой Башкортостан», дети маршируютдруг за другом.
Вот мы с вами подошли к реке. Вы знаете как она называется.
Дети отвечают.
Это- Белая, широкая, глубокая река. Послушайте, что пишет поэт Бакулин Вадим о ней: (отрывок стихотворения)
Вдоль холмов и лесов
протянулась река:
То тиха и нежна, то крута и певуча.
Где легка, там рябые парят облака,
Где крута, там скопились
Дремучие тучи.
Иногда по утрам одевают её
Вереницы густого молочного пара.
Увидав красоту эту каждый поймет,
Что река моя Белой зовется недаром.
Ребята, какие реки еще в нашем крае вы знаете?
Дети (вместе с ведущим рассматривают слайды и отвечают)
Юрюзань, Урал, Яик и др.
Правильно. Река – Яик левый приток реки Белая. Давайте перейдем ее по мосту.
Дети проходят по скамейке.
У Белой есть болото, нам нужно перейти его, прыгая с кочки на кочку.
На полу разложены обручи. Дети перепрыгивают из обруча в обруч, имитируя прыжки по кочкам. Затем продолжают ходьбу.
А сейчас мы подошли к горе. Она называется Иремель. У ее подножья каменные россыпи, нам нужно их преодолевать.
Дети перешагивают через препятствия.
Привал. (Дети садятся на скамейки)
Ребята, а вы обратили внимание, какая красота вокруг: широкие реки, высокие горы!
Инструктор. А чем еще богат наш край. (дети отвечают)
Конечно, Башкортостан можно назвать лесным краем, потому что здесь много лесов. Какие леса вы знаете? (дети отвечают)
Инструктор. Правильно, лиственный лес, в нем растут березы, клены, дуб. А есть хвойный, тайга, где растут ели, пихты, сосны.
Детей подводят к столу и они рассматривают открытки, книги, карты про Республику Башкортостан.
Под музыку гимна «Учалы» выходит «Хозяйка медной горы- Ящерица»
Ящерица Здравствуйте, ребята. Я хозяйка Медной горы. Откуда вы пожаловали ко мне в гости?
Инструктор. Здравствуйте, ребята, скажите, откуда мы пришли? Где вы живете (Дети отвечают)
Ящерица. А вы знаете, почему ваш город называется Учалы?
Ребята, город Учалы назван в честь близлежащего озера Учалы. А озеро так названо, потому что в нашей местности много яшмы, «юша». Пологается поэтому наш город так и называется.
А еще названия каких городов нашей Республики вы знаете?
(Дети отвечают)
Инструктор.
Давайте поиграем в игру «Города»
Дети друг за другом называют названия городов нашей Республики.
(После названного города Кумертау)
Правильно, есть такой город Кумертау. В переводе на русский означает :
«угольная гора». Строили карьеры, шахты и добывали уголь,чтобы отапливать помещения.
Давайте представим, как в старину работали добытчики угля.
Проводится эстафета «Шахтеры»(бег с мешочком на спине)
Другой город, в который мы отправимся, называется г. Салават. Он назван в честь башкирского поэта и героя Салавата Юлаева. У Салавата Юлаева был верный друг- конь. Он был ловким наездником и практически не расставался со своим конем.
Я вас приглашаю на эстафету «Ловкий наездник»
(Дети делятся на две команды. Соревнуются в паре: один – конь, второй наездник. На первого одеваются «вожжи».
Люди на Урале умели не только хорошо работать, но и отдыхать. Давайте и мы передохнем и поиграем.
Проводится игра «Ак тирк, кук тирк»
Ребята, мне пора прощаться. В память о нашей встрече примите в подарок книгу об удивительной, богатой Республике Башкортостан.
«Хозяйка Медной горы» дарит книгу. Дети благодарят.
Ведущий. И нам пора, до свидания, «Хозяйка Медной горы»!
«Ящерица» прощается и уходит.
Ведущий. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы узнали нового о нашей родной, богатой и красивой Республики- Башкортостан.
Ответы детей.
Проводится итог.