Горевая
Проект «Здоровье — это здорово» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей : 5-6 лет
Вид проекта : краткосрочный 2 недели
Участники проекта : дети, воспитатели.
Тип проекта : познавательно-игровой.
Цель: Сформировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью. Научить детей под руководством взрослых соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
Задачи
1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем.
2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Темочки:
3. Воспитывать и закреплять культурно-гигиенические навыки.
4. Формировать интерес к физической культуре и спорту.
Актуальность проекта :
Задача каждого дошкольного учреждения- растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными. Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Ожидаемый результат:
1. Дети имеют начальные представления о составляющих здорового образа жизни (движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
2. Знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
Этапы проектной деятельности :
1 этап :Подготовить план мероприятий по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни.
2 этап :Проведение занятий с детьми о здоровье человека, организация досуга. Провести работу с родителями.
3 этап :Совместно с родителями выпустить плакаты по здоровому образу жизни.
План реализации проекта :
Вводный этап:
Выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности. Интернет-ресурсы, книги, методические пособия.
Работа с детьми: предварительные беседы с детьми. Начальный мониторинг. Подбор иллюстраций, книг, видео- и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.
Работа с родителями: Ознакомление с темой проекта. Консультирование родителей по теме проекта. Обсуждение с родителями и выбор формы реализации проекта. Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе.
Основной этап: содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в рамках проекта. Работа с детьми.
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Беседы, педагогические ситуации: знакомство с организмом, его потребностями в отдыхе, сне и движении.
2. «Первая энциклопедия малыша. Твое тело», «Энциклопедия для детей. БИОЛОГИЯ»
3. Беседы по содержанию книг, энциклопедий, мультфильмов.
4. Беседы по просмотренным иллюстрациям, картинкам на тему «Спорт».
5. Дидактические пособия «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта».
Работы с дидактическими пособиями.
Цель — систематизировать представления о видах спорта.
1. После сбора и рассматривания получившихся картинок воспитатель спрашивает у ребенка, какие виды спорта он знает, обсуждает с ребенком изображения: как называются спортсмены, занимающиеся тем или иным видом спорта, какие предметы (спортивный инвентарь) они используют, в чем смысл и правила спортивных игр.
2. Рассуждение об Олимпийском движении (летняя и зимняя Олимпиады). Каким видом спорта хотел бы заняться ребенок? Почему?
3. Беседа по карточкам: летний или зимний этот вид спорта? Одиночный или командный? Сколько человек играют в команде?
4. Актуализация знаний при совместных просмотрах спортивных теле-трансляций, чтении и рассматривании книг о великих спортсменах прошлого и современности (принесенных детьми и родителями в процессе реализации проекта).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Педагогические ресурсы
1. Видеосюжет «Олимпиада».
2. Мультфильмы «Смешарики» : «Азбука здоровья», «Футбол», «Хоккей», «Бобслей», «Фигурное катание».
3. Дидактические игры «Найди десять отличий», «Лабиринт», «Собери картинку» (изображения спортивных игр, «Подумай. Сосчитай. Расскажи», «Летние виды спорта», лото «Валеология»
4. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Уложи куклу спать», «Доктор» (оказание первой помощи спортсмену при ушибе).
5. Беседы и обсуждение безопасного поведения дома, на улице, во время занятия спортом: «Если вы остались дома одни», «Оказание первой помощи при ушибе, растяжении во время занятий спортом», «Правила безопасности на льду», «Правила безопасности в на воде», «Правила дорожного движения на велосипеде», «Оказание первой помощи спасенному из воды».
6. Деятельность по укреплению здоровья и здоровье сбережению.
7. Поддержание гигиенических норм в спальне, в группе, во время приема пищи.
8. Формирование умений поддерживать порядок в спальной комнате, привычки быть опрятным, соблюдать культуру гигиены.
9. Развивать желание помогать друг другу; совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, после и перед сном.
Образовательная область «Речевое развитие»
Педагогические ресурсы
1. Беседы «Виды спорта» (летние и зимние, «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Сны», «Что нужно для здорового сна?»
2. Речевые игры.
3. Русские народные пословицы и поговорки, загадки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д.
Продуктивная деятельность
1. Аппликация: «Витамины на нашем столе».
2. Лепка «Футбольный мяч».
3. Рисование «Виды спорта».
4. Конструирование -поделки из различного материала.
Физическое развитие.
Педагогические ресурсы:
1. «Утренняя гимнастика» (комплект утренней гимнастики ДОУ). 2. «Утренняя гимнастика» (видеоролики). 3. Игра в футбол, игры с элементами баскетбола 4. Подвижные игры «Совушка-сова», «День-ночь», «Дрёма», «У медведя во бору», «Жмурки», «Попади в цель», «Мячи к верху». 5. Игры малой подвижности. 6. Сон без маек, босохождение по «тропе здоровья», контрастное обтирание, обширное умывание после сна, ходьба по дорожкам, воздушные ванны. 7. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
8. Беседы «Правильные нагрузки на занятиях физкультурой», «Гигиенические процедуры перед и после сна и их польза для здоровья», «Что нужно для здорового сна?», «Лечебная физкультура».
Заключительный этап.
-Оформление результата продукта проекта : видеоролик «Здоровым жить -здорово».
- Оформление творческой выставки рисунков «Мой любимый вид спорта».
- Презентация проекта в социальной сети.
Анализ эффективности проекта :
Качественная реализация проекта, позволила сформировать у детей следующие представления о здоровом образе жизни. Повысился педагогический уровень воспитателей по теме «Здоровый образ жизни». Родители используют здоровье сберегающие технологии в домашних условиях.
Вывод:
Данный проект показал -у детей сформировались элементарные представления и понятия о ЗОЖ. За время осуществления проекта у детей было отмечено значительное повышение интереса к ЗОЖ, что нашло своё отражение в процессе участия в образовательной деятельности, игровой, художественно-эстетическом развитии. Родители приняли активное участие в проекте : оформили выставки, приняли участие в анкетировании. Проект помог родителям понять необходимость физического развития детей в повседневной жизни.
Используемая литература:
1. Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
2. Богина Т. Л., Терехова И. Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995
3. Богина Т. Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999
4. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001.
Дидактические игры:
Игра «Найди десять отличий» Эта старая, всем известная игра. Она увлекательная и простая. Воспитатель: «Внимательно рассмотри обе картинки. На первый взгляд может показаться, что они одинаковые, но это не так. Эти картинки разные. Имеются десять отличий. Найдешь все десять — и ты победитель!»
Карточная викторина «Летние виды спорта» На столе лежат разрезанные карточки с изображениями видов спорта. Ребенок выбирает по одной и отвечает на вопросы викторины, например: «Сколько человек могут находиться на футбольном поле во время игры?»
Игра «Лабиринт» Воспитатель предлагает ребенку карточку: нужно соединить изображения видов спорта и мячей, которые в них используются.
Игра «Подумай. Сосчитай. Расскажи» с использованием пособия Ребенок рассматривает картинки с видами спорта. Варианты беседы: — Покажи, кто из спортсменов играет в футбол, занимается художественной гимнастикой. — Мужчина, играющий в баскетбол, — это. А женщина? — Один — пловец, а много. — Что необходимо волейболисту для занятия спортом? — Посчитай, сколько спортсменов пользуется мячом?
Лото «Валеология». Детям выдают две карты формата А4: одной команде — «Здоровый сон», другой — «Нездоровый сон». К картам приложены 10 карточек с изображениями здорового и нездорового сна (из них 5 картинок подходят к карте «Здоровый сон», другие 5 картинок — к карте «Нездоровый сон»). Детям предлагают выбрать карточки, которые подходят к их заданию.
Речевые игры.
Игра «Назови одним словом»
Ведущий предлагает детям продолжить фразу одним словом.
— Человек, играющий в футбол, —.
— Девочка, занимающаяся фигурным катанием, —.
—Люди, занимающиеся танцами, —.
— Человек, скачущий на лошади, —.
— Девочка, занимающаяся гимнастикой, —.
— Спортсменка, прыгающая в высоту, —.
Игра «Назови как можно больше предметов»
Цель — развивать внимание, учить четко произносить слова. Дети становятся в ряд, затем по очереди называют предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большое количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Можно задавать детям наводящие вопросы: «Что висит на стене? Что находится за дверью?» и т. п.
Усложнение: предлагается называть слова, связанные со спортом и поддержанием здоровья.
Игра «Дополни предложение»
Детям предлагается начальное предложение, например «Мы играем». Каждый ребенок (по очереди) дополняет предложение словами (можно с предлогом). Выигрывает тот, кто последним дополнил предложение, и оно получилось самым длинным. Мы играем. Мы играем с мячом. Мы играем с мячом на поляне. Мы играем с мячом на большой поляне. Вечером мы играем с мячом на большой поляне. Варианты начальных предложений- Мы строим. Бабушка живет. Лыжи стоят. Мяч лежит. Девочка прыгает.
Пословицы и поговорки о здоровье.
Береги платье снову, а здоровье смолоду
Быстрого и ловкого болезнь не догонит
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле
Мал коротыш, да крепыш
Здоров - скачет, захворал - плачет
Смолоду закалишься - на весь век сгодишься
Смех - здоровье души
Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды
Здоровье не купишь - его разум дарит
Здоровьем слаб, так и духом не герой
Не рад больной и золотой кровати
Спи камешком, вставай перышком
Чистая вода - для хвори беда
Чаще мойся, воды не бойся
Здоровые зубы - здоровью любы
Чистота-залог здоровья
Не умывши лица, за стол не садимся
Холода не бойся, сам по пояс мойся
Мойся белее, будешь людям милее
Вылечился Ваня - помогла ему баня
Конспект НОД по ОО «Развитие речи»
«Путешествие в страну здоровья»
Предварительная работа: Беседы о здоровом образе жизни, рассматривание альбома о спортсменах «Виды спорта»; чтение К. Чуковского «Мойдодыр».
Ход занятия
Воспитатель: сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну здоровья. Мы узнаем о том, как надо заботиться о своем здоровье, чтобы быть сильными, здоровыми, красивыми. А чтобы попасть в страну здоровья, отгадайте загадку: Зимой падает, весной журчит, Летом шумит, осенью капает. (вода)
- Для чего нужна вода? (человек, животные и растения не могут жить без воды. Вода нужна, чтобы готовить, стирать, умываться. Без воды засохли бы деревья, кусты, все растения).
- А как умываются животные? Покажите. (Дети имитируют умывание животных).
- В какой сказке говорится о том, как умываются животные? («Мойдодыр») - Кто написал эту сказку? (корней Иванович Чуковский)
- Давайте вместе вспомним эту сказку.
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванной, и в бане, Всегда и везде Вечная слава воде!
- Сейчас я прочитаю вам сказку или быль. Вы решите это сами. Слушайте внимательно. «В одной квартире жила девочка – грязнуля. Она не любила умываться, поэтому у нее на руках поселились микробы, которые так и норовили попасть ей в рот и однажды это произошло. Девочка заболела. Пришел доктор и сказал, что это из-за микробов. Он дал ей одно средство, которое помогло девочке от них избавиться».
- Как вы думаете, что это за средство? (мыло)
-А какие еще советы мы можем дать этой девочке? (умываться по утрам, после сна. Мыть руки и ноги перед сном каждый день. Обязательно мыть руки после прогулки, после игр, посещения туалета).
- Верно. А какое еще средство, чтобы избавиться от микробов в помещении? (Чистый воздух, проветривание. Влажная уборка).
- А что еще помогает нам быть здоровыми? (занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, отдых на даче, купание).
- Давайте представим себе, что сейчас лето. Мы едем на дачу. Все веселой гурьбой бегут к речке и с разбегу плюхаются в воду, молотят по воде руками и ногами. Дети брызгаются друг в друга водой. Ведь так все любят купаться в воде! Воспитатель предлагает ребятам инсценировать рассказ.
Подводится итог занятия.
Конспект занятия НОД в старшей
на тему: «Микробы и вирусы».
Задачи:
-воспитывать у детей правильное отношение к здоровью; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья;
-учить детей ответственно относиться к состоянию зубов; закреплять правила и навыки ухода за зубами. Познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами);
-продолжать расширять знания о предметах личной гигиены.
Материал: коробка с зеркалом, микроскоп, плакат строения зубов, картина с изображением грязных рук.
Ход занятия.
– Ребята, сегодня мы с вами будем учиться беречь своё здоровье. Послушайте такую загадку: «Что на свете всего дороже?»
Дети: Игрушки, мебель, золото, родители.
– Загадка эта волшебная. Давайте заглянем в волшебную коробочку, может быть, она нам поможет. Что вы там увидели?
Дети: Себя.
– Правильно, себя. Так что же всего дороже? Каждый из вас, ваше здоровье дороже всего на свете.
– Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году? Как вы себя чувствовали?
Дети: Плохо, вяло.
– А чем вы болели?
Дети: Кашляли.
– Это произошло потому что к вам в организм попали микробы, потому что вы не соблюдали правила гигиены. Какие правила гигиены вы знаете?
-Мыть руки с мылом перед едой.
-Мыть овощи и фрукты под краном.
-Чистить зубы 2 раза в день.
-Пользоваться только своим носовым платком, расчёской, зубной щёткой, полотенцем.
- Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.
Дидактическая игра: "Волшебный мешочек"
Цель: Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены: мыло полотенце, зубная щётка, шампунь, мочалка, зубная паста, расчёска. Формировать понятие важности заботы о собственном здоровье.
Педагог называет предметы, дети должны ответить, какими предметами можно пользоваться вместе, какими индивидуально.
Примеры предметов: Полотенце, кисточка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, карандаши, носовой платок, книга, игрушки, мыло, шампунь, мочалка.
– Хорошо, молодцы. Ребята, я хочу рассказать вам об одном предмете гигиены, который является одним из самых важных – это носовой платок. Раньше в Древние времена носовой платок был зубным. Им вытирали зубы. Только потом платок «перебрался» чуть выше и стал носовым. Но сегодня в некоторых восточных странах платок используется вместо зубной щётки.
– А как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок?
Дети: Им можно вытирать нос, лоб, рот.
– Совершенно верно. При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать сложенный вчетверо носовой платок. Прикрой при кашле или чихании платком рот или нос. А как ещё микробы могут попасть в наш организм?
Дети: Если не мыть руки перед едой и после прогулки.
– Да, правильно. От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов.
Дети: Мыть руки.
– Правильно, мыть руки перед едой. Но случается, что микробы попадают в организм, и человек заболевает. Как лечит вас мама, когда болит горло или вы заболели гриппом?
Дети: Дает лекарство. Ведет к врачу.
– Надо как можно больше пить жидкость, чай с малиной. Но когда становится совсем плохо, приходиться принимать ещё одно средство, которое придумали врачи – лекарство.
– А ещё бороться с микробами нам помогают звуки. Хотите знать, как?
1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песенку. (Руку приложить к горлу, з-з-з-з-з-з-з).
2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками. (Ладонь приложить к грудной клетке, ж-ж-ж-ж-ж).
3. А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн. (С-с-с-с).
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечиками чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
– Ребята, а у кого-нибудь из вас болели зубки? А как вы думаете, почему они у вас заболели?
Дети: много сладкого ели.
- За зубами тоже надо ухаживать. Зуб – это тоже живой и сложный орган. Главный враг зубов – кариес. У него есть помощники – налёт и чёрный камень. Посмотрите внимательно на рисунок. Это эмаль – это белая и очень твёрдая часть зуба. Это нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам, зуб чувствует тепло и холод. А что это за чёрная точка? Как вы думаете?
Дети: Кариес.
– Это кариес, и если вовремя не начать лечение, то кариес разрушит весь зуб, и зуб придётся удалить.
– А как вы думаете, хорошо быть беззубым? Почему?
Дети: Нет.
– Трудно пережёвывать пищу, трудно разговаривать и вообще это не очень красиво. Поэтому, чтобы зубы не болели, нужно чистить зубы 2 раза в день: утром и вечером. Ребята, скажите, а что полезно и вредно для зубов?
Дети: Чистить зубы, не грызть твердые конфеты.
– А еще для зубов полезны овощи, фрукты, молочные продукты. Потому что они чистят и укрепляют зубы.
– А что вредно для зубов?
Дети: Конфеты, печенье, чупа-чупсы и т. д.
– Почему?
Дети: Потому что сахар вреден для зубов.
– Послушайте, ребята, стихотворение о кариесе.
Не дремлет кариес – не спит!
Он на зубах твоих сидит.
Решил себе устроить дом.
Ты чистил зубы перед сном?
А также утром или днём?
Зачем тебе жилец во рту,
Который принесёт беду?
– Ребята, а кроме грязных рук, как ещё могут микробы попасть к нам в организм?
– Конечно, с немытыми фруктами.
– А что же нам делать, не кушать фрукты?
Дети: Надо их мыть водой из-под крана.
– Посмотрите на ваши руки, ребята, вы видите на них микробы?
Дети: Нет.
– Правильно. Мы не видим микробов потому что они очень маленькие. Чтобы увидеть микробов, учёные изобрели один знаменитый прибор. Называется он – микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть то, чего мы не увидим невооружённым глазом. А микробы бывают разные:
Микробы бывают разные:
Ужасные, опасные,
Страшные и грязные,
Корявые, дырявые,
Противные, заразнее.
Какие безобразные.
Ну что, тебе понятно?
Ну что, тебе приятно?
Пришли к тебе на руки?
Ну что ж дружочек мой
Бери скорее мыло
И вымой их с водой.
– А сейчас предлагаю вам поиграть в игру. В этой игре я проверю, есть ли среди нас неряхи. После каждых двух строк вы должны повторять слова: «Это я, это я, это все мои друзья».
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто умеет с мылом мыться
И мочалки не боится?
Кто из вас знает, что мыло душистое
Делает белую пену пушистую?
Каждый день зубною щёткой
Зубкам делает щекотку?
Волосы кто чешет ловко,
Знает, где лежит расчёска?
Кто из малышей, бывает,
Вымыть уши забывает?
Перестанет, кто лениться,
Станет чаще с мылом мыться?
Кто старается стричь ногти,
Чтоб не превратились в когти?
Кто подружиться с водицей,
Будет чисто-чисто мыться?
Кто не хочет быть неряшкой,
Грязным, грязным замарашкой?
– Ребята, скажите, что вы знали, а что нового узнали на нашем занятии. (Ответы детей).
–Хорошо, правила личной гигиены вы знаете. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.
Консультация для родителей. «О пользе прогулок с детьми».